дело № 2-1629/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 июля 2011 года г.Уфа Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе : председательствующего судьи Шакирова А.С., с участием прокурора Кайновой Е.Е. при секретаре Биккуловой А.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Уфы в интересах Лачихина А.В. к Правительству Республики Башкортостан, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ : Прокурор г. Уфы обратился с иском в суд в интересах Лачихина А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прося с учетом уточнения к иску, обязать Правительство РБ осуществить финансирование Администрации ГО г. Уфа РБ в целях обеспечения жильем Лачихина А.В. нуждающегося из числа детей- сирот, зарегистрированных на территории <адрес> района г. Уфы в улучшении жилищных условий ; обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ предоставить за счет средств республиканского бюджета по договору социального найма жилое помещение Лачихину А.В. не ниже установленных социальных норм. В обоснование требований истец указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Администрации <адрес> района ГО г. Уфа РБ состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Лачихин А.В. оставшийся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилого помещения. Лачихин А.В. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, срок нахождения на учете составляет более полугода. Прокурор считает, что в нарушение требований законодательства Лачихину А.В. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, тем самым грубо нарушены его жилищные права. В связи с тем, что данная категория граждан должна быть обеспечена жильем путем финансирования из бюджета Республики Башкортостан, а обязанность по предоставлению жилья лежит на администрациях муниципальных образований прокурор просит обязать Правительство Республики Башкортостан выделить денежные средства для обеспечения жильем Лачихина А.В., а Администрацию ГО Уфа РБ обязать за счет средств республиканского бюджета предоставить Лачихину А.В. жилое помещение. В судебном заседании представитель прокуратуры г. Уфы Кайнова Е.Е. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям. Лачихин А.В. требования прокурора поддержал пояснив суду, что окончив профессиональное училище, в настоящее время работает неофициально, проживает на квартире у друга, по адресу <адрес>, зарегистрирован у бабушки по адресу <адрес> Представитель Правительства Республики Башкортостан, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Республики Башкортостан. Представитель Администрации ГО г. Уфа РБ Филатов М.С. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), пояснил суду, что Администрация ГО г. Уфа РБ согласно предоставить Лачихину А.В. жилье при выделении для этих целей денежных средств Правительством РБ. Представитель третьего лица Министерства образования Республики Башкортостан Гилязиева А.Р. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ.) разрешение требований прокурора оставила на усмотрение суда, пояснив суду, что Лачихин А.В. включен в заявку Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан на 2011 г. на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений и состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях. Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, материалами дела подтверждено, сторонами на оспаривается, что Лачихин А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит с ДД.ММ.ГГГГ на учете в Администрации <адрес> района ГО г. Уфа РБ в качестве нуждающегося в жилом помещении. Согласно справки о рождении матерью Лачихина А.В. является Л.И. отец Л.А.. вписан со слов матери. Решением <адрес> районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ мать ребенка Х.И. лишена родительских прав в отношении Л.А. с оставлением реьенка на попечение опекуна Л.Н. Постановлением Администрации <адрес> района г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном ребенка назначена его бабушка Л.Н. проживающая по ул. <адрес> г. Уфа. принадлежащей ей на праве собственности на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением главы администрации <адрес> района г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ № р за Лачихиным А.В., учитывая что он зарегистрирован по указанному адресу закреплено право на жилую площадь по ул. <адрес> г. Уфа. Распоряжением главы администрации <адрес> района г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ указанное распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № р признано утратившим силу. Так как квартира является собственностью Л.Н., а внука она зарегистрировала до его совершеннолетия. Л.А. закончил обучение в Профессиональное училище № ДД.ММ.ГГГГ о чем представлена копия диплома. Л.А. собственником объектов недвижимости не является. В настоящее время, Л.А. зарегистрирован у бубушки – бывшего опекуна по <адрес> г. Уфа где права на жилую площадь являясь подопечным не приобрел. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В силу абз.2 п.1 ст.8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичное положение содержится в ст.57 ЖК РФ (п.2 ч.2). Абзацем 3 п.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с абз.4, 5 ст.8 Закона РБ от 27.10.1998г. №188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан. Согласно п.1 постановления Правительства РБ от 20.07.2007г. №200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке и не условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв.м. – для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв.м. – на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв.м – на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. Решением Совета городского округа г. Уфа №13/22 от 08.06.2006 г. установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере от 14 до 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. В соответствии с пп.6 п.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Законом РБ от 28.12.2005г. №260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления отнесены государственные полномочия по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Как следует из представленных в материалы дела распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 03.06. 2010 г. № 579-р распределены лимиты государственных капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно приложения к указному распоряжению г. Уфе распределено <данные изъяты> руб. Аналогичным распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 31.03.2011 г. № 285-р распределены лимиты государственных капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно приложения к указному распоряжению г. Уфе распределено <данные изъяты> руб. Вместе с тем как установлено судом, выделенных бюджетных средств явно недостаточно для обеспечения Лачихина А.В. жильем. Как следует из заявки Администрации ГО г. Уфа от 8.02.2011 г. № бк направленной в адрес Министра образования РБ в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21.12.2010 г. № 1517-р о выделении Администрации ГО г. Уфа <данные изъяты> руб. для обеспечения жилья детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в заявку включено 32 очередника с планируемым расходом из бюджета на каждого очередника <данные изъяты> руб. Как следует из заявки от 8.02.2011 г. № бк на 2011 г. ( фамилии с предыдущим списком не повторяются) на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений и состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях общее количество граждан включенных в заявку составляет 90 человек. ( Лачихин А.В. указан в списке под номером <данные изъяты>). Исходя из планируемых расходов из бюджета указанных в заявке на 2010 г. <данные изъяты> руб. на человека выделенных бюджетных средств явно недостаточно. Доказательств обратного суду не представлено. Суд не может согласиться с доводами прокурора о необходимости возложения обязанности по предоставлению Лачихину А.В. жилого помещения на Администрацию ГО г.Уфа РБ, со ссылкой на постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 года №200, которым данная обязанность возложена на администрации муниципальных районов и городских округов, по следующим основаниям. Пунктом 2 приведенного постановления Правительства Республики Башкортостан, установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется на счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан. Вместе с тем, порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ (далее ФЗ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ). Согласно ч.6 ст.19 ФЗ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. В развитие указанных предписаний ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Соответственно ч.4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями. Применительно к изложенному выше, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года №260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, не принят, а потому на администрацию ГО г. Уфа РБ не может быть возложена обязанность по предоставлению Лачихину А.В. жилого помещения вне очереди. В силу приведенных норм закона, поскольку предоставление жилых помещений детям сиротам является обязательством субъекта Российской Федерации, то обязанность по предоставлению Лачихину А.В. жилого помещения во внеочередном порядке должно быть возложено на Правительство Республики Башкортостан. По утверждению прокурора в нарушение требований законодательства Лачихину А.В. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, чем нарушены его жилищные права. У суда нет оснований сомневаться в указанном. Доказательств иного суду в силу ст.56 ГПК РФ не представлено. Поскольку Лачихин А.В. до настоящего времени в нарушение требований закона не обеспечен жилым помещением, суд считает необходимым возложить на Правительство РБ обязанность по внеочередному предоставлению ему жилого помещения, поскольку это является государственным полномочием субъекта Российской Федерации. В требованиях прокурора в Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан суд считает необходимым отказать, так как доказательств нарушения прав Лачинина А.В. действиями ( бездействием) Администрации ГО г. Уфа РБ суду не представлено Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора г. Уфы в интересах Лачихина А.В. удовлетворить частично. Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Лачихину А.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м. Иск прокурора г. Уфы в остальной части оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Шакиров А.С. Решение не вступило в законную силу Судья Шакиров А.С.