2-4741/11, Хисматуллины М.М., У.Р.к АГО



Дело №2-4741/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2011 года г.Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.

при секретаре Зариповой А.Т.,

с участием представителя истцов Хисматуллиной М.М., Хисматуллина У.Р. - Ягановой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хисматуллиной М.М., Хисматуллина У.Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права общей долевой собственности на земельный участок в прядке приватизации,

у с т а н о в и л :

Хисматуллина М.М., Хисматуллин У.Р. обратились с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером :, общей площадью 718 кв.м.

В обоснование требований истцы указали, что они являются сособственниками жилого дома, расположенного на вышеуказанном земельном участке.

Изначально указанное домовладение принадлежало М.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из актовой книги от ДД.ММ.ГГГГ

06.07.2011г. они в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ обратились в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.

Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в предоставлении земельного участка в собственность по тем основаниям, что часть земельного участка расположена в границах красных линий.

По мнению истцов, данный отказ в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным. В связи с чем истцы просят суд признать за ними право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 718 кв.м., по 1/2 доли за каждым.

Представитель истцов Яганова К.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить, подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен должным образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщал и не просил о рассмотрении дела в их отсутствие.

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Установлено, что истец Хисматуллин У.Р. является собственником 1/2 доли домовладения на основании решения Кировского районного суда г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ, Договора от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый , удостоверенного нотариусом Г.З., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ

Истец Хисматуллина М.М. является собственником 1/2 доли на основании Договора от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый , удостоверенного нотариусом Г.М., решения Кировского районного суда г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ

Из материалов дела следует, что изначально указанное домовладение принадлежало М.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из актовой книги от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч.4 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Согласно ч.2 ст.271 ГК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

В соответствии с п.9.1 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в названном пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие участки не могут предоставляться в частную собственность.

06.07.2011г. истцы в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ обратились в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 718 кв.м. в собственность.

Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ истцам было отказано в предоставлении земельного участка в собственность по тем основаниям, что часть земельного участка расположена в границах красных линий.

Суд находит данный отказ не соответствующим действующему законодательству и нарушающим исключительное право истцов на приобретение спорного земельного участка в собственность по следующим основаниям:

Согласно статье 1 Земельного кодекса РФ, данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах определенных данной правовой нормой, в том числе принципах:

единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков;

сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

По смыслу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 25.3. Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004г. № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», Устава городского округа город Уфа органом, обладающим право распоряжаться спорным земельным участком, является Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Статьей 36 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.

Граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность.

Основания и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса РФ.

Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в орган исполнительной власти или местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного заявления, орган исполнительной власти или местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, принимает решение о предоставлении земельного участка.

Материалами дела подтверждается, что истцами соблюден порядок обращения в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.

Земельный кодекс РФ, в частности статья 36 данного кодекса не содержат положений, ограничивающих право гражданина на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования.

Ссылка Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в письме от ДД.ММ.ГГГГ на пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ является несостоятельной, ввиду неправильного толкования данной правовой нормы. Названная норма закона не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Между тем, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о земельных участках содержатся в государственном кадастре недвижимости. Согласно статье 14 данного закона подобные сведения предоставляются, в том числе в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости.

Согласно кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ сведения о наличии каких-либо объектов общего пользования на спорном участке в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Таким образом, Администрацией допущено существенное нарушение норм материального права, выразившееся в неправильном толковании норм пункта12статьи85 Земельного кодекса РФ и неприменении статьи36 Земельного кодекса РФ.

Аналогичная позиция изложена в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом. На территории городского округа город Уфа градостроительный регламент установлен Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 г. № 7/4.

В силу статьи 49 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено применительно к соответствующим территориальным зонам и выбор таких видов деятельности и объектов осуществляется самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства при условии соблюдения требований технических регламентов.

Таким образом, использование истцами спорного земельного участка в целях обслуживания индивидуального жилого дома не противоречит требованиям градостроительного регламента, а вышеуказанный земельный участок не является территорией общего пользования.

Ответчиком в силу ст.56 ГПК РФ не представлены доказательства расположения спорного земельного участка в границах красных линий.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

На основании положений статей 42, 43 Градостроительного кодекса РФ красные линии отображаются на чертежах планировки территории, составляющих основную часть проекта планировки территории. Доказательства подготовки и утверждения в соответствии с действующим законодательством проекта планировки территории, в границах которой расположен спорный земельный участок с отображением красных линий, отсутствуют.

По смыслу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в случаях:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Доказательства наличия указанных условий Администрацией также не представлены.

При указанных обстоятельствах, отсутствуют препятствия в предоставлении ответчиком в собственность истцов спорного земельного участка.

Отказ Администрации в предоставлении земельного участка является не обоснованным и не соответствующим закону. Ответчиком не соблюдены требования пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, и как следствие, нарушено исключительное право истцов на приобретение земельного участка в собственность, определенное статьей 36 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, суд полагает требования истцов о признании за ними права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 718 кв.м., обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Хисматуллиной М.М., Хисматуллина У.Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права общей долевой собственности на земельный участок в прядке приватизации удовлетворить.

Признать за Хисматуллиной М.М. право собственности на 1/2 долю земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 718 кв.м.

Признать за Хисматуллиным У.Р. право собственности на 1/2 долю земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 718 кв.м.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Г.Р. Фархутдинова

Не вступило в законную силу.