2-6806/11, РОПП `Справедливая Россия` об оспар.реш.



дело № 2-6806/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2011 года город Уфа

Кировский районный суд г. Уфы в составе:

председательствующего судьи Шакирова А.С.

при секретаре Козюберда А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Республике Башкортостан об оспаривании решения Правительства Республики Башкортостан, Премьер-Министра Республики Башкортостан об отказе в проведении публичного мероприятия,

УСТАНОВИЛ

Региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» в РБ обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения Правительства РБ, Премьер-Министра РБ об отказе в проведении публичного мероприятия, прося:

- признать решение Правительства РБ, заместителя Премьер-министра Правительства РБ Мулюкова М.М. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении публичного мероприятия, незаконным;

- признать решение Правительства РБ, заместителя Премьер-министра Правительства РБ Мулюкова М.М. от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части отказа в проведении публичного мероприятия в связи с запланированным проведением публичного мероприятия в форме пикета.

- признать решение Правительства РБ, заместителя Премьер-министра Правительства РБ Мулюкова М.М. от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части прилегания предлагаемого места проведения публичного мероприятия к территории расположения Конституционного суда РБ.

- обязать Правительство РБ и заместителя Премьер-министра Правительства РБ Мулюкова М.М. устранить допущенное нарушение закона.

Требования мотивированы тем, что заявителем 15.11.2011 года было подано в Правительство РБ уведомление о проведении 26 ноября 2011 года публичного мероприятия с 13.00 в форме митинга в г. Уфа на площади перед Гостиным двором по адресу : Верхнеторговая площадь, д. 1, со стороны ул. Ленина, а с 14.00 ч. до 15.00 ч. шествие к дому № 46 по ул.Тукаева. Однако, 17.11.2011 г. решением заместителя Премьер-Министра Правительства РБ Мулюкова М.М. было предложено изменить место проведения публичного мероприятия, так как на указанном месте уже было запланировано проведение публичного мероприятия, и территории, прилегающей к заявленному в уведомлении предлагаемому месту проведения публичного мероприятия располагается Конституционный суд Республики Башкортостан, в связи с чем было предложено провести публичное мероприятие в другом месте, то есть было отказано.

Заявитель считает данное решение об отказе и предложении изменить место проведения публичного мероприятия незаконным так как если даже уведомление было подано с некоторыми неточностями Правительство РБ в соответствии со ст. 4 Закона РБ от 19.04.2005 г. № 175-з « О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» обязано было его принять и предупредить об имеющихся неточностях органы власти органы местного самоуправления, на территории осуществления полномочий которых планировалось проведение публичного мероприятия, органы внутренних дел в обслуживании которых находится указанная территория. Оспариваемым письмом Правительства РБ от 17.11.2011 г. уведомление не является отозванным, и датой поступления уведомления является дета первоначальной регистрации -15.11.2011 г. Так как закон не предусматривает такого ограничения права на свободу мирных собраний, как проведение пикетирования в месте проведения митинга, ссылка на такое основание является незаконной.

В судебном заседании представитель заявителя Ермолаев И.Н.(доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), поддержал заявление, приведя в обоснование изложенные в нем доводы, а так же пояснив суду, что шествие было назначено на нерабочий день – субботу. Суббота для Конституционного Суда Республики Башкортостан в соответствии с регламентом является нерабочим днем, следовательно, ссылка ответчика на проведение публичного мероприятия на территории непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемым судами несостоятельна. Правительство РБ не вправе было рассматривать уведомление Башкортостанского регионального отделения Всероссийской общественной организации « Молодая Гвардия Единой России» так как предполагаемое количество участников публичного мероприятия заявленного указанным отделением составляло 30 человек.

Представитель заинтересованного лица – Правительства РБ Ступин С.П. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) просил отказать в удовлетворении заявления, пояснив, что заявителю не было отказано в проведении мероприятия, а было предложено его провести в ином месте. Ответ мотивирован тем, что запрещено проводить публичные мероприятия на территории, прилегающей к судам.

Заинтересованное лицо – заместитель Премьер-Министра Правительства РБ Мулюков М.М. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения сторон и на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие Мулюкова М.М.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.

Конституция Российской Федерации гарантирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.(ст.2). Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31).

Пунктом 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:

1) законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;

2) добровольность участия в публичном мероприятии.

В соответствии с п.3, п. 5 ст. 2 данного ФЗ митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

Согласно ч.1 ст. 8 указанного ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Пунктом 3 ч. 2 ст. 8 указанного ФЗ установлен прямой запрет проведения публичных мероприятий на территории, непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемым судами.

Согласно п. 4 ст. 4 Закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» к судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

Судом установлено, что 15.11.2011 года организатором публичного мероприятия – региональным отделением политической партии «Справедливая Россия» в Правительство РБ подано уведомление о проведении 26 ноября 2011 года публичного мероприятия в форме митинга время начала 13.00 время окончания 15.00. Место проведения г. Уфа, площадь перед Гостиным двором ( ул. Верхнеторговая площадь д. 1) со стороны ул. Ленина. В 14-00 до 15.00 планируется шествие к дому № 46 по ул.Тукаева ( Дом Правительства). Предполагаемое количество участников : 3000 человек.

Цель: борьба с коррупцией в органах государственной власти республики, проблемы ЖКХ, пенсионное обеспечение. Содержание мероприятия: демонстрация символики партии, распространение раздаточного материала, использование лозунгов - «За Справедливость!», «Долой коррупцию», «Нет росту цен на тарифы ЖКХ» и т.п. При проведении публичного мероприятия планируется использовать звукоусиливающие технические средства. Организатор: региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Башкортостан.

ДД.ММ.ГГГГ за исходящим заместителем Премьер министра Правительства Республики Башкортостан Мулюковым М.М. дан ответ следующего содержания.

Ваше уведомление от 15 ноября 2011 года о проведении 26 ноября 2011 года в г.Уфе публичного мероприятия в форме митинга с количеством участников 3000 человек на площади перед Гостиным Двором (ул. Верхнеторговая площадь, д. 1) с последующим шествием к дому № 46 по ул.Тукаева (Дом Правительства) в Правительстве Республики Башкортостан в установленном законом порядке зарегистрировано и рассмотрено.

Сообщаем, что Башкирским региональным отделением Всероссийской общественной организацией «Молодая Гвардия Единой России» 26 ноября 2011 года с 11.00 до 18.00 часов на площади перед ТДК «Гостиный Двор» запланировано проведение публичного мероприятия в форме пикетирования. Соответствующее уведомление в Правительство Республики Башкортостан поступило 11 ноября 2011 года.

Кроме этого, в нарушение пункта 5 части 1 статьи 2 Федерального закона в уведомлении не указан заранее определенный маршрут прохождения участников шествия.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон) проведение публичного мероприятия запрещается на территории, непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемым судами.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона, принимая во внимание, что на территории, прилегающей к заявленному в уведомлении предполагаемому месту проведения публичного мероприятия располагается Конституционный Суд Республики Башкортостан, предлагаем провести намеченное Вами публичное мероприятие в ином месте.

Также сообщаем, что в соответствии с частью 5 статьи 5 вышеназванного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и ( или) времени проведения публичного мероприятия.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, что Правительство Республики Башкортостан с учетом места проведения публичного мероприятия законно и обоснованно предложило организатору публичного мероприятия провести его в ином месте.

    Так, общеизвестным обстоятельством является то, что по адресу заявленном организаторами как месте проведения публичного мероприятия - г. Уфа, ул. Тукаева 46 расположен Конституционный Суд Республики Башкортостан.

    Как было указано, публичное мероприятие не может проводиться на территории, непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемым судами.

    При этом приведенная статья не содержит каких либо исключений в том числе касающихся дня проведения мероприятия – рабочий либо нерабочий день.

    С учетом изложенного довод заявителей о том, что датой проведения мероприятия был назначен нерабочий день является несостоятельным.

    Ссылка заявителя на ст. 31 Конституции РФ, на ст. 8.ч 1 Федерального закона от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», на ст. 21 Международного Пакта о гражданских и политических правах, принятого 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН и ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 г. N 4812-VIII, на ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950 г. и ратифицированной Федеральным законом РФ от 30.03.1998 г. N 54-ФЗ не может являться основанием для удовлетворения заявления. Так указанные нормы права предусматривают возможность наложения ограничений предусмотренных законом.

Из Конституции Российской Федерации следует, что права и свободы человека и гражданина, в том числе право проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирование, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 31; статья 55, часть 3).

Таким образом, ограничение, установленное Федеральным законом в отношении места проведения публичного мероприятия, не может рассматриваться как не имеющее конституционного обоснования и нарушающее права Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Республике Башкортостан.

    Как установлено судом Башкирским региональным отделением Всероссийской общественной организацией «Молодая Гвардия Единой России» Председателю Правительства РБ подано уведомление о проведении публичных мероприятий 26.11.20011 г. с 11.00 до 18.00 с указанием мест проведения публичных мероприятий по адресам г. Уфа, Советская площадь, Площадь Ленина, парк им. Матросова, площадь перед ТДК Гостиный двор» Площадь перед Конгресс Холлом, ул. Кирова 1 площадь перед Домом профсоюзов. Цель публичного мероприятия – пропаганда семейных ценностей.

    Довод заявителя о том, что проведение двух публичных мероприятий в одном месте не предусмотрено в качестве ограничения, не может служить основанием для признания ответа Правительства РБ незаконным. На основании ч.1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» Правительство Республики Башкортостан правомерно сообщило заявителю о наличии ранее запланированного мероприятия. Кроме того указанная информация, как следует из содержания письма, имела форму сообщения.

Довод заявителя приведенный в судебном заседании о том, что Правительство Республики Башкортостан не вправе было принимать и рассматривать указанное уведомление поданное Башкирским региональным отделением Всероссийской общественной организацией «Молодая Гвардия Единой России» так как количество заявленных участников в указанном уведомлении составляло 30 человек по мнению суда не состоятелен.

    Согласно ст. 2 Закона РБ от 19.04.2005 г. № 175-з « О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) (далее - уведомление) подается организатором публичного мероприятия в письменной форме в сроки, установленные Федеральным законом:

в Правительство Республики Башкортостан - если предполагаемое количество участников публичного мероприятия составляет 500 и более человек, либо если проведение публичного мероприятия планируется в виде демонстрации или шествия, либо если проведение публичного мероприятия планируется на территории, непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемым органами государственной власти Республики Башкортостан, федеральными органами государственной власти, представительствами иностранных государств, субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, субъектов Российской Федерации;

Местом проведения публичного мероприятия Башкирским региональным отделением Всероссийской общественной организацией «Молодая Гвардия Единой России» было заявлено в том числе Советская площадь где по адресу г. Уфа ул. Советская 18 располагается Отделение Посольства Республики Беларусь РФ в г. Уфе. Следовательно, уведомление правомерно подано в Правительство Республики Башкортостан.

Так же суд обращает внимание на то, что по смыслу приведенных норм права Правительство Республики Башкортостан рассматривая уведомление о проведении публичных мероприятий принимает решение о согласовании уведомлений на основе принципов законности, соблюдения положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона 54-ФЗ, иных законодательных актов Российской Федерации, норм международного права, а не о разрешении или запрете проведения таких мероприятий, как это понимается заявителем. Федеральным законом не установлен исчерпывающий перечень оснований для предложений о переносе места или времени проведения публичного мероприятия. Как указывает Конституционный суд Российской Федерации такие мотивированные предложения могут вызываться либо необходимостью сохранения нормального бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут оказаться в месте его проведения) либо иными подобными причинами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2009 г. №484-О-П).

    В оспариваемом предложении Правительством РБ приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно в запрашиваемом месте, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов.

    Как следует из отзыва представителя Правительства РБ и не оспаривается представителем заявителя, в последствии «Справедливой Россией» было принято решение об изменении места проведения публичного мероприятия в форме митинга на площади перед ДК «Нефтяник» с количеством участников 600 человек, которое было санкционировано Правительством РБ.

Согласно п.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Оспариваемый ответ дан Правительством Республики Башкортостан в соответствии с его компетенцией, права заявителя, других граждан не нарушены, следовательно, заявление не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Республике Башкортостан об оспаривании решения Правительства Республики Башкортостан, заместителя Премьер-Министра Правительства Республики Башкортостан об отказе в проведении публичного мероприятия - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья Шакиров А.С.

Решение не вступило в законную силу

Судья Шакиров А.С.