2-6124/11 Х.Н.к Министерству образования РБ



Дело № 2-6124/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 ноября 2011 года                                г. Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Булатовой Р. А..

с участием прокурора Калимуллине Р. Р..

при секретаре Гафиятуллине Т. Ю.

с участием истца Х.Н. ответчика - представителя Министерства образования Галиевой А.З., действующей на основании доверенности № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Х.Н. к Министерству образования РБ о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула и возмещения морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Х.Н. обратился с иском в Кировский районный суд к Министерству образования РБ, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ с ним заключили срочный трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым истца приняли на должность директора государственного образовательного учреждения Бокситовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида. Работодателем Х.Н., согласно трудовому договору, являлось Министерство образования РБ. Срок окончания трудового договора определен ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ приказом по Министрству образования РБ от ДД.ММ.ГГГГ Х.Н.был уволен по п. 1 ч.2 ст. 278 ТК РФ.

Увольнение истец считает незаконным по следующим основаниям.

Во-первых, в РБ заключено «Отраслевое соглашение между Башкирским рескомом профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и Министерством образования РБ на 2009-2011 годы» от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п.1.4 действие Соглашения распространяется на всех работодателей, работников учреждений системы образования РБ.

Согласно под.3 п.4.1 Соглашения, все условия трудового договора, ухудшающие положение работников по сравнению с настоящим соглашением, являются недействительными.

В соответствии с под.8 п.4.1 Соглашения, решение о досрочном прекращении трудового договора с руководителем учреждения по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 278 ТК РФ, применяется только в случае, если установлен факт его виновных действий (бездействия), обусловленных трудовым договором.

Однако, в нарушении вышеуказанных положений Соглашения, в п.7.6 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ такая возможность увольнения Х.Н. предусмотрена.

Истец считает, что вышеуказанный пункт трудового договора существенно нарушает его трудовые права.

Во-вторых, в приказе по Министерству образования РБ от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении Х.Н.» не содержится обоснование его увольнения, а именно не указаны его виновные действия (при условии их наличия). В течение всей трудовой деятельности истец ни разу не привлекался к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Кроме того, приказом от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что истец не совершал виновных действий. В тексте приказа звучит следующее: «выплатить Х.Н. компенсацию в размере трехкратного среднего месячного заработка в соответствии с п.7.6 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ », согласно, данному пункту истцу выплачивается компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка за увольнение при отсутствии виновных действий.

В-третьих, на момент увольнения, Х.Н. является членом Общероссийского Профсоюза образования.

В соответствии с под.7 п.4.1 соглашения расторжение договора с работником – членом профсоюза, по инициативе работодателя по п. 2 ст. 278 ТК РФ производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Однако в выборный орган первичной профсоюзной организации государственного образовательного учреждения Бокситовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII не были направлены запрос на дачу мотивированного мнения. Проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении истца.

В исковом заявлении истец просит обязать Министерство образования РБ восстановить его в должности директора государственного образовательного учреждения Бокситовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII; взыскать с ответчика в пользу истца заработную плату за дни вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.; взыскать с ответчика все понесенные судебные расходы.

В судебном заседании Х.Н. исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, пояснил, что с приказом от ДД.ММ.ГГГГ его ознакомили под расписку. Трудовую книжку он получил в день увольнения, расчет был произведен с ним в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности Галиева А.З. исковые требования Х.Н. не признала, просила отказать в полном объеме, пояснила, что увольнение Х.Н. было произведено в соответствии с действующим законодательством, в день увольнения ему была вручена трудовая книжка. Проиведена выплата выходного пособия.

Прокурор в своем заключении просил в удовлетворении исковых требований Х.Н. отказать, т. к. увольнение произведено с соблюдением норм трудового законодательства.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Согласно п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с истцом расторгнут в соответствии с пунктом 2 статьи 278 ТК РФ в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении трудового договора. Министерство образования Республики Башкортостан является таким уполномоченным органом, так как в соответствии с пунктом 3.20. Положения о Министерстве образования Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента РБ от 30.04.2002 № УП-198, Министерство образования Республики Башкортостан назначает руководителей государственных учреждений образования, подведомственных Министерству, заключает с ними трудовые договоры. Государственное образовательное учреждение Бокситовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида является организацией, подведомственной Министерству образования Республики Башкортостан, что подтверждается распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 17 августа 2011 г. № 1064-р.

В своем исковом заявлении Х.Н. ссылается на нормы подпунктов 7, 8 пункта 4.1 Отраслевого соглашения между Башкирским рескомом профсоюза работников народного образования и науки РФ и Министерством образования РБ на 2009-2011 годы от 04.02.2009 года, закрепившие положения о том, что:

расторжение трудового договора с работником - членом профсоюза, по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 278 ТК РФ производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;

решение о досрочном прекращении трудового договора с руководителем учреждения по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 278 ТК РФ, применяется только в случае, если установлен факт его виновных действий (бездействия), обусловленных трудовым договором.

Однако, в соответствии с п. "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, причем законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии со ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится, в частности, принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.

Порядок увольнения работников установлен Трудовым кодексом Российской Федерации и не может быть изменен никем из субъектов нормотворчества в сфере трудовых отношений, кроме федерального законодателя.

Поскольку Трудовым кодексом Российской Федерации для увольнения руководителя организации по основаниям, предусмотренным в статье 278 Кодекса не установлены предварительные запрос и учет мнения профсоюзного органа, и применение данного основания увольнения только в случае, если установлен факт виновных действий (бездействия) руководителя, обусловленных трудовым договором, установление таких условий в Отраслевом соглашении между Башкирским рескомом профсоюза работников народного образования и науки РФ и Министерством образования РБ на 2009-2011 годы от 04.02.2009 года является незаконным и для работодателей обязательному исполнению не подлежит. Незаконность аналогичных положений, закрепленных в региональных отраслевых соглашениях, подтверждается и в определении Верховного Суда РФ от 17.12.2010 N 55-В10-2.

По смыслу положений пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации в его взаимосвязи со статьей 81 и пунктами 1 и 3 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, при расторжении трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица, в том числе совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица или органа (далее - собственника) не требуется указывать те или иные конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора.

При прекращении трудовых отношений в соответствии со статьей 278 ТК РФ работодатель может не мотивировать решение об увольнении. Решением об увольнении является сам приказ об увольнении, так как согласно Положению о Министерстве образования Республики Башкортостан формой решения министерства являются приказы и инструкции.

Как указано в п. 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2005 г. N 3-П, законодательное закрепление права досрочно прекратить трудовой договор с руководителем организации без указания мотивов увольнения не означает, что собственник обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии такого решения, вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы организации, а руководитель организации лишается гарантий судебной защиты от возможного произвола и дискриминации.

Гарантии руководителю организации в случае прекращения трудового договора установлены в статье 279 ТК РФ - это выплата компенсации в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка. В п. 7.6 трудового договора, заключенного ДД.ММ.ГГГГ за Министерством образования РБ с Х.Н., предусмотрена выплата компенсации в размере трехкратного среднего месячного заработка. Выплата данной суммы и полного расчета с истцом закреплена в приказе от ДД.ММ.ГГГГ и произведена полностью.

На основании вышеизложенного суд не находит онсований для удовлетворения заявленных истцом требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,197,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Х.Н. к Министерству образования РБ о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула и возмещения морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г. Уфы в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

            Судья Р.А.Булатова