№2-384/2012 Панкевич И.С., Панкевич Г.М. к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на земельный участок



Дело №2-384/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2012 года г. Уфа

Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Михадюк Е.Н.,

при секретаре Фархутдиновой А.Г.,

с участием истцов: Панкевича И.С., Панкевич Г.М.

представителя ответчика Абдрашитова Р.Д., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панкевича И.С., Панкевич Г.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации

у с т а н о в и л :

Панкевич И.С., Панкевич Г.М. обратились в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок о порядке в приватизации, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес> за Панкевичем И.С. – <данные изъяты> доли, за Панкевич Г.М. – <данные изъяты> доли.

Истцы мотивировали требования тем, что, они являются собственниками жилого дома по адресу: <адрес>, обратились с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке приватизации в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно ответу в предоставлении данного земельного участка в собственность отказано, так как он расположен в границах красных линий.

По мнению истцов, данный отказ в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным. В связи с чем истцы просят суд их требования удовлетворить.

Истец Панкевич Г.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ дом по адресу: <адрес> принадлежал БАП, В ДД.ММ.ГГГГ мать истца ПАФ заключила договор мены с БАП, который не сохранился. С указанного времени истец и ее семья проживают в указанном доме, пользуются земельным участком. После смерти ПАФ, Панкевич Г.М. является собственником <данные изъяты> доли на указанный жилой дом. <данные изъяты> доли дома принадлежит ее сыну Панкевичу И.С.

Истец Панкевич И.С. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Абдрашитов Р.д. в судебном заседании исковые требования не признал, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежал, так как земельный участок расположен в границах красных линий.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

    Согласно ст.8 Конституции РФ государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности признаются и защищаются равным образом.

    Как следует из пп.5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ, земельное законодательство основывается на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    В соответствии с п.2. ст.15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

    Согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. №1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

    В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или на приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

    Согласно п.5 ст.36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Установлено, что истец Панкевич Г.М. является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: г<адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Основанием для государственной регистрации явились: Свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданное нотариусом РОЯ, реестровый номер ; решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ. Истец Панкевич И.С. является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Основанием для государственной регистрации явилось решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ.

    Судом также установлено, что согласно архивной справке из списка владельцев усадебных мест и жилых домов по <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ, БАП являлся владельцем дома <адрес>. В справочной книге «Список улиц г. Уфы на ДД.ММ.ГГГГ» имеется запись, что <адрес> переименован в <адрес>.    Впоследствии, данный жилой дом принадлежал ПАФ, на основании договора передачи жилых квартир в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Постановлением администрации Кировского района г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно плану земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа <адрес>, представленному ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» площадь спорного участка по данным инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты> кв.м.

    Вышеуказанные документы свидетельствуют о том, что семья истцов приобрела спорный земельный участок до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. №1305-1 "О собственности в СССР" (до 1 июля 1990г.), на законных основаниях открыто и добросовестно пользовались жилым домом и вышеуказанным земельным участком, несли бремя их содержания. Их права на приобретенный жилой дом и необходимый для его использования земельный участок никем не оспаривалось.

    Таким образом, истец в силу п.4 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» имеет право бесплатно приобрести в собственность вышеуказанный земельный участок.

Также судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ, повторно ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении им спорного земельного участка в собственность.

Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ истцам в предоставлении земельного участка в собственность было отказано по тем, основаниям, что часть спорного земельного участка расположена в границах красных линий. В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ в частную собственность не предоставляются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и др. объектами. Кроме того, часть данного земельного участка входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд.

Данный отказ в предоставлении земельного участка в собственность суд находит не обоснованным в связи со следующим:

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания для отказа в предоставлении земельных участков в собственность: изъятие земельных участков из оборота, установленный законом запрет на приватизацию земельных участков, резервирование земель для государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).

Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.

Исходя из части 1 статьи 41 Кодекса, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, следует, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.

Как следует из пункта 2 статьи 42 Кодекса проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Пункт 3 этой же статьи гласит, что основная часть проекта планировки территории включает в себя:

    1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии;

б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур;

в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;

2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

Кроме того согласно ст.56.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю. Согласно п.6 ст.56 Земельного кодекса РФ, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

    Ответчиком доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю в соответствии с решением Совета городского округа г.Уфа РБ не представлено.

    В соответствии с п.4 ст.70.1 Земельного кодекса РФ, порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. Согласно п.8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. №561), орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Ответчиком доказательств направления копии решения о резервировании земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, также не представлено. В кадастровом паспорте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу <адрес>, сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд отсутствуют. В графе 9 «Разрешенное использование» указано, что земельный участок используется для индивидуальной одноэтажной застройки.

    С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что установленный порядок резервирования земель для муниципальных нужд не соблюден, факт невозможности предоставления истцам в собственность земельного участка в связи с его резервированием ответчиком не доказан.     

    В соответствии с требованиями п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не представлены суду доказательства того, что спорный земельный участок отнесен к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии с федеральным законодательством. Также, не представлены доказательства того, что спорный земельный участок, согласно документам территориального планирования находится в границах красных линий, либо зарезервирован для муниципальных нужд.

На основании изложенного суд находит требование Панкевича И.С., Панкевич Г.М. о признании за ними права собственности на земельный участок в порядке приватизации подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Панкевича И.С., Панкевич Г.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации, удовлетворить.

Признать право собственности в порядке приватизации на земельный участок по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер за:

Панкевич И.С.<данные изъяты> доли,

Панкевич Г.М.<данные изъяты> доли.

    На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через районный суд.

Председательствующий: Е.Н. Михадюк    

НЕ вступило в законную силу.