дело № 2-5733/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2011 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Шакирова А.С.,
при секретаре Козюберда А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казакова А.Ф. к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о компенсации морального и материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Казаков А.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ – РО ФСС РФ по РБ о компенсации морального и материального ущерба в размере <данные изъяты> руб.
Требования мотивированы тем, что являясь инвалидом по зрению истец в ДД.ММ.ГГГГ был обеспечен техническим средством реабилитации тифлофлешплеером (далее ТФП-01) модели <данные изъяты>. В процессе его эксплуатации выяснилось, что ТФП-01 воспроизводит «говорящие книги» только студии <данные изъяты>, и не воспроизводит «говорящие книги» других студий, несмотря на то, что в инструкции по эксплуатации ТФП-01 заявлена способность ТФП-01 воспроизводить «говорящие книги» без каких-либо ограничений по студиям звукозаписей. С ДД.ММ.ГГГГ. ответчик по заявлениям истца отказывает ему в проведении медико-технической экспертизы. Вместо запрашиваемой истцом медико- технической экспертизы ответчик ограничивается перечислением законов, контрактов и других документов, которыми он обязан руководствоваться, не поясняя при этом, какие нормы допускают существенные несоответствия между ТФП-01 и инструкцией по эксплуатации ТФП-01.
Нежелание ответчика восстановить информационные функции ТФП-01:
ограничивает доступ истца к подавляющему массиву говорящих книг, например - в российской библиотеке для слепых имеется <данные изъяты> обычных говорящих книг и только <данные изъяты> книг, воспроизводимых ТФП -01 на спецязыке <данные изъяты>;
минимум в два раза снижаются информационные функции ТФП-01по сравнению с другими моделями образца ДД.ММ.ГГГГ, для которых обычаем является воспроизведение и обычных и специальных говорящих книг;
ответчик вынуждает пользоваться двойным фондом «говорящих книг» и соответственно двумя проигрывателями, что является дополнительной нагрузкой для бюджета истца и бюджета библиотек;
вызывает непреодолимые для истца препятствия по оценке причин молчания - то ли неисправность ТФП - 01, то ли книги.
Ухудшение воспроизводимых функций ТФП-01 ответчик преподносит как необходимость и полезность, не поясняя преимущества криптограммируемых книг <данные изъяты> перед книгами других студий и остальными книгами, до сих пор не оповещая истца и других получателей ТФП-01 установкой криптоключа, отключил на ТФП-01 возможность воспроизведения аудиокниг собственного изготовления.
На основании Приказа Минздрава от 21 августа 2008 года № 43 8н, уполномоченный орган в 15-дневный срок со дня получения заявления о проведении медико-технической экспертизы производит экспертную оценку состояния работоспособности технического средства (изделия), его соответствия требуемым функциональным параметрам, медицинскому назначению и клинико-функциональным требованиям. Достаточным для истца и обязательным для ответчика является заявление о претензиях по качеству ТФП-01. Совокупность перечисленных доказательств изложенных в письмах ответчика и из общедоступных норм, позволят, по мнению истца, сделать следующие выводы:
ТФП обеспечивает воспроизведение аудиокниги всех студий:
1. ИПТК <данные изъяты> - изготовитель ТФП-01 отключил воспроизведение аудиокниг других изготовителей, кроме собственного производства, принуждая истца и других слепых пользоваться фондом криптоаудиокниг, который ничтожно мал по сравнению с имеющимся фондом аудиокниг; темпы пополнения фонда криптоаудиокниг ничтожно мал, из-за очевидной дороговизны криптограммирования и отсутствия преимущества криптоаудиокниг перед аудиокнигами,
2. Принудительное прекращение доступа через ТФП-01 к подавляющему фонду аудиокниг:
2.1 нарушает гарантированное ст. 14 ФЗ № 181 от 24. 11. 1995 года и ст. 469 ГК РФ права истца на беспрепятственный доступ к аудиокнигам на уровне доступном ТФП-01 и его аналогам;
2.2. снижает информационные качества уровня жизни, без какой-либо необходимости и полезности, что причиняет истцу нравственные страдания.
Из за невозможности доступа к подавляющему массиву говорящих книг через ТФП 01 истец несет дополнительные затраты на информационное обеспечение в виде:
закупки диктофона, периодического проката в библиотеке музыкального центра, использования услуг социальных работников по написанию и начитке текстов, сопровождение в торговые, ремонтные почтовые, юридические, судебные инстанции и в библиотеку, использование услуг юридического агентства <данные изъяты> и компания, использование агентства <данные изъяты> по ремонту музыкального центра.
В ходе рассмотрения дела истец дополнил и уточнил свои требования, прося взыскать с ответчика материальный ущерб в сумме <данные изъяты> руб., состоящий из расходов на приобретение диктофона <данные изъяты> руб., оплаты ремонта музыкального центра <данные изъяты> руб., оказание информационно правовых услуг <данные изъяты> руб., оказание юридических услуг <данные изъяты> руб., изготовление копий <данные изъяты> руб., взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.
Истец Казаков А.Ф. в судебное заседание не явился, согласно имеющемуся в материалах дела заявлению, исковые требования полностью поддерживает, просит их удовлетворить по изложенным в иске обстоятельствам, и просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика ГУ – РО ФСС РФ по РБ Забирова Л.Р. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования не признала, в удовлетворении просила отказать, приведя в обоснование доводы содержащиеся в возражении на исковое заявление.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно вводной части Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ настоящий Федеральный закон, определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 1 ст. 10 указанного ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 11.1 указанного ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2005 г. N 2347-р к техническим средствам реабилитации отнесены в том числе специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения
В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
Таким образом обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета относится к расходным обязательствам Российской Федерации, в связи с чем должно осуществляться с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (пункт 1 статьи 72 Бюджетного кодекса) с принятии получателями бюджетных средств бюджетных обязательств только путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (пункт 3 статьи 219 Бюджетного кодекса).
Бюджетный кодекс РФ не наделяет бюджетные учреждения правом закупать товары, работы, услуги без заключения государственных или муниципальных контрактов, не позволяет получателям бюджетных средств принимать бюджетные обязательства путем выдачи каких-либо гарантий об оплате по договору с организацией, не отобранной в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Как установлено судом на основании индивидуальной программы реабилитации Казакова А.Ф. № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ, оформленной филиалом № Федерального государственного учреждения <данные изъяты> (далее-филиал № ФГУ <данные изъяты>) Казаков А.Ф. ДД.ММ.ГГГГ был обеспечен специальным устройством для чтения «говорящих книг»- магнитолой с функцией магнитной записи.
ДД.ММ.ГГГГ Казаков А.Ф. вернул данную магнитолу с заявлением о выдаче тифлофлешплеера на основании письма филиала № ФГУ <данные изъяты>, которым в индивидуальную программу реабилитации инвалида были внесены дополнения: нуждаемость в специальном устройстве для чтения говорящих книг-тифлофлешплеер, ранее в индивидуальной программе реабилитации инвалида было указано специальное устройство для чтения говорящих книг.
Как установлено судом, Тифлофлешплеер представляет собой устройство для прослушивания аудиокниг, записанных на современных носителях, которое разработано по техническому заданию <данные изъяты> и успешно прошло эксплуатационные испытания среди незрячих пользователей, что следует из инструкции по эксплуатации и совместного письма <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес депутата <данные изъяты>.
Далее судом установлено, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд» Региональным отделением ДД.ММ.ГГГГ был заключен контракт № с ООО <данные изъяты> (далее - <данные изъяты>) на поставку специальных устройств для чтения «говорящих» книг на флеш-картах (тифлофлешплеер).
Указанный контракт не оспорен, недействительным не признан.
Как следует из содержания упомянутого письма от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> являясь базовой организацией <данные изъяты> совместно с Федеральным государственным учреждением культуры <данные изъяты> и региональными специальными библиотеками для слепых (СБС) осуществили коренную модернизацию системы <данные изъяты>. <данные изъяты> - основной в РФ производитель «говорящей книги» для слепых, представляет интересы незрячих пользователей, прежде всего- членов <данные изъяты>, а <данные изъяты> учитывает требования пользователей специальных библиотек. В результате внедрения инновационных технологий устаревшие аналоговые кассеты с магнитной лентой были заменены на современные цифровые носители- флешкарты, что позволило значительно повысить качество как «говорящих книг», так и обслуживания незрячих читателей.
<данные изъяты> и <данные изъяты> согласовали единый формат записи цифровых «говорящих» книг для инвалидов по зрению, который уже используется как при централизованном выпуске специализированных аудиоизданий по государственным контрактам, так и при записи литературы по заявкам читателей спецбиблиотеками на местах. Чтобы соответствовать требованиям российского законодательства в части охраны авторских прав, а именно — статьи 1274 ГК РФ, указанный формат оснащён криптозащитой, открываемой только при помощи специального электронного кодового ключа.
Кроме того, специалисты <данные изъяты> и <данные изъяты> разработали и согласовали с Фондом <данные изъяты> технические требования к специальным устройствам для чтения «говорящих» книг, в которых помимо наличия декодирующего ключа криптозащиты предусмотрен ряд дополнительных функций и эргономических принципов, облегчающих незрячим читателям пользование данными аппаратами – тифлофлешплеерами. В соответствии с Соглашением, которое заключили между собой <данные изъяты> и <данные изъяты>, ключ может быть официально передан ими изготовителю тифлоплеера в том случае, если выпускаемый аппарат разработан специально для слепых и удовлетворяет принятым техническим требованиям. По результатам испытаний образцов-эталонов <данные изъяты> и <данные изъяты> одобрили в качестве специальных устройств для воспроизведения цифровых «говорящих» книг и рекомендовали к ceрийному выпуску такие отечественные аппараты, как <данные изъяты> и <данные изъяты>. Оба устройства были разработаны по заданию и при непосредственном участии специалистов <данные изъяты>.
К 2010 году региональными ФСС закуплено по государственным контрактам и роздано инвалидам по зрению около <данные изъяты> этих аппаратов в конструкцию которых заложен утверждённый <данные изъяты> и <данные изъяты> формат цифровых «говорящих» книг. К этому времени в фонды региональных спец- библиотек и школ для слепых и слабовидящих детей поступило около <данные изъяты> «говорящих» книг на флешкартах указанного формата, централизованно записанных <данные изъяты> по госзаказу. Помимо этого <данные изъяты> передал в региональные библиотеки для слепых более <данные изъяты> названий «говорящих» книг в защищенном формате на жёстких дисках для формирования на местах фондов электронных библиотек. В ДД.ММ.ГГГГ для этих целей планируется передать ещё <данные изъяты> книг.
Как установлено судом по исполнению указанного контракта ДД.ММ.ГГГГ Казакову А.Ф. <данные изъяты> выдан тифлофлешплеер для чтения «говорящих книг» ТФП-01<данные изъяты>.
Казаков А.Ф. неоднократно обращался в Региональное отделение, Прокуратуру <адрес> о проведении медико-технической экспертизы и досрочной замене тифлофлешплеера, указывая на то, что тифлофлешплеер читает только электронные книги на языке <данные изъяты>, и не воспроизводит электронные книги, пригодные для прослушивания общераспространенными способами (на ПК, бытовых плеерах и пр.).
В соответствии с заключенным госконтрактом г № от ДД.ММ.ГГГГ в цену Контракта входит гарантийное и сервисное обслуживание поставленных тифлофлешплееров.
Инструкцией по эксплуатации тифлофлешплеера предусмотрен гарантийный срок эксплуатации, который составляет 18 месяцев с момента поставки изделия.
На основании заявления Казакова А.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты> была проведена экспертиза тифлофлешплеера.
В результате проведенной экспертизы сотрудником технического отдела ООО <данные изъяты> ФИО3 установлено, что тифлофлешплеер исправен. Кроме того, как следует из ответа, Казакову А.Ф. выслан диск с программным обеспечением, необходимым для записи «говорящих книг» на флешкарты.
Согласно п. 3, п.8, п.10 Правила обеспечения инвалидов техническими средствами
реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме
зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем:
а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);
б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);
Ремонт технического средства (изделия) осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в уполномоченный орган, и заключения медико-технической экспертизы. Порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы и форма заключения медико-технической экспертизы определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления:
по истечении установленного срока пользования;
при невозможности осуществления ремонта или необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы.
Таким образом досрочная замена технического средства реабилитации, если инвалида не устраивают технические возможности изделия законодательством не предусмотрена.
Довод истца о неисправности ТФП 1 основан на том, что тифлофлешплеер читает только электронные книги на языке <данные изъяты>, и не воспроизводит электронные книги, пригодные для прослушивания общераспространенными способами (на ПК, бытовых плеерах и пр.).
Вместе с тем применение единого формата записи цифровых «говорящих» книг для инвалидов по зрению, который уже используется как при централизованном выпуске специализированных аудиоизданий по государственным контрактам, так и при записи литературы по заявкам читателей спецбиблиотеками на местах не относится к неисправности изделия, а является обязательным условием согласованным и разработанным <данные изъяты> и <данные изъяты> и соответствует требованиям российского законодательства в части охраны авторских прав, а именно - статьи 1274 ГК РФ. Кроме того, как установлено судом, истец обеспечен диском с программным обеспечением, необходимым для записи «говорящих книг» на флешкарты, что делает возможным осуществление записи иных студий для прослушивания говорящих книг на предоставленном истцу техническом изделии. Указание в инструкции изделия на типы воспроизводимых флешкарт не свидетельствует об отсутствии возможности применения единого формата записи цифровых «говорящих» книг.
Таким образом оснований для проведения медико-технической экспертизы в соответствии с Порядком осуществления исполнительным органом Фонда <данные изъяты> медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий являющегося Приложением N 1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N 438н не имелось, о чем истцу и было сообщено письмами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ
Ссылка истца на Закон РФ «О защите прав потребителей» является необоснованной, так как к рассматриваемым правоотношениям применяется специальный закон.
При указанных обстоятельствах, судом не установлено нарушений действующего законодательства в действиях ответчика, соответственно, требования истца о возмещении ущерба, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Казакова А.Ф. к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о компенсации морального взыскании материального ущерба, судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Судья А.С. Шакиров
Решение не вступило в законную силу
Судья А.С. Шакиров