Решение №2-2472/12
именем Российской Федерации
02 июля 2012 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы в составе председательствующего мирового судьи Сиражитдинова И.Б., при секретаре Усмановой Э.И., рассмотрев в открытом судебном заседании при участии истца Романенко Т.Л., ее представителя Романенко А.В., гражданское дело по иску Романенко Т.Л. к Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Уфы о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Романенко Т.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Уфы (далее -УПФР)о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В обоснование иска указала, что, обратившись к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, получила отказ по причине отсутствия необходимого специального стажа, в который пенсионный орган не включил период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 0 мес. 0 дней) на <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. Полагая решение Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Уфы незаконным, просит суд признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Уфы; Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Уфы включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период работы Романенко Т.Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Уфы назначить Романенко Т.Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста 60 лет в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей (в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г.№173-ФЗ), с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Романенко Т.Л. полностью поддержала исковые требования и просила иск удовлетворить в полном объеме, мотивируя тем, что подпунктом "д" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и действовавшего до 1 октября 1993 года, предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения методической, научно-методической и учебно-методической работы в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро. Она работала в период действия указанного положения и связи с чем имеет право на досрочную пенсию.
Представитель истца Романенко А.В. также поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Ответчик на судебное заседание не явился и просил дело разбирательством отложить в связи с очередным отпуском представителя. В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ судом неявка признана не уважительной.
В своем отзыве ответчик Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Уфы просил в удовлетворении иска отказать по тем основаниям, что указанная должность не предусмотрена ни одним Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлениями Правительства РФ.
Суд, выслушав истицу её представителя, изучив и оценив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Романенко Т.Л., ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Уфа (далее – Ответчик) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако решением № от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. По подсчету ответчика специальный трудовой стаж истца на день его обращения в пенсионный орган составил 22 год 00 мес. 03 дн., вместо необходимых 25 лет. В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, Ответчиком не засчитан период работы Романенко Т.Л. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 0 мес. 0 дней) на <данные изъяты>
Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.
Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Возможности применения нормативных правовых актов, регулировавших порядок исчисления стажа для назначения педагогическим работникам пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31 декабря 2001 г. в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ ответчиком не оспаривается.
В спорный период работы в должности <данные изъяты>, действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Подпунктом "д" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и действовавшего до 1 октября 1993 года, предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения методической, научно-методической и учебно-методической работы в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро.
Согласно требованиям пункта 4 приведенного выше Положения названный период работы засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Ответчиком в бесспорном порядке засчитан стаж работы по профессии 22 года 0 месяцев 3 дня, что свидетельствует о наличии у Романенко Т.Л. 2/3 специального стажа, необходимого в соответствии с требованиями указанного Положения для назначения трудовой пенсии, т.е. условие, предусмотренное п.4 Положения, истицей соблюдено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также ряде его определений, в соответствии с которой ст. 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключения из педагогического стажа методической, научно-методической и учебно-методической работы в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро.
Исходя из вышеизложенного и приведенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действовавшее на момент выполнения работ.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Анализируя изложенное суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Романенко Т.Л. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Уфы о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным удовлетворить.
Признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Уфы.Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Уфы включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период работы Романенко Т.Л, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Уфы назначить Романенко Т.Л, ДД.ММ.ГГГГ г.р., трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста 60 лет в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей (в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г.№173-ФЗ), с 20 декабря 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в апелляционном порядке в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Председательствующий И.Б. Сиражитдинов
Не вступило в законную силу.