дело № 2-4339/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля2012 года город Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зинатуллиной И.Ф.
при секретаре Мухарамове Э.Р.,
с участием заявителя Мищенко В.Н., представителя заинтересованного лица Верховного суда Республики Башкортостан Вахитовой Д.М. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Салиховой Р.М. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мищенко В.Н. о признании недействующим приказа органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
Мищенко В.Н в суд с заявлением о признании недействующим приказа органа государственной власти, прося признать приказ Верховного суда Республики Башкортостан, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан № осн/№ от ДД.ММ.ГГГГ недействующим, как противоречащий федеральному законодательству.
В обоснование заявленных требований Мищенко В.Н. сослался на то, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан, Верховным судом Республики Башкортостан был издан приказ № осн/№, которым были утверждены правила пребывания посетителей и организации пропускного режима в зданиях судов общей юрисдикции. Данный приказ в установленном порядке опубликован не был.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка №6 по Орджоникидзевскому району г.Уфы МищенкоВ.Н. за нарушением норм данного приказа привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.17.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Данным приказом установлены в частности следующие обязанности и ограничения прав и свобод человека и гражданина:
допуск посетителей в здание осуществляется в рабочее время при предъявлении документа, удостоверяющего личность, с регистрацией в журнале учета посетителей (п.2.1);
допуск в здание суда представителей средств массовой информации, а также внесение в здание суда усилительной и (или) радио-, теле-, кино-, фотоаппаратуры осуществляется при предъявлении представителями служебных удостоверений по решению председателя суда, лица, его замещающего или администратора суда на основании заявки сотрудника суда, ответственного за взаимодействие со средствами массовой информации. Фотосъемка, видеозапись, видео-, киносъемка и трансляция судебного заседания в средствах массовой информации допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании, а в здании или других служебных помещениях суда – с разрешения председателя Верховного суда Республики Башкортостан (п.2.5);
проходить осмотр с использованием технических средств, проводимый судебными приставами по ОУПДС, и предъявлять им для визуального осмотра ручную кладь (сумки, портфели и т.п.);
перед входом в зал судебных заседаний закрывать объективы устройств, обладающих функцией видео-фотосъемки (п.4.2);
посетители, прибывшие в здание суда, проходят контроль на наличие у нихуказанных веществ и предметов посредством прохождения через стационарный металлодетектор, а принесенные с собой вещи предъявляют на визуальный осмотр (п.5.3).
Также данным приказом утвержден перечень предметов, запрещенных к вносу в здание суда, к которым отнесены: объемные предметы, иные предметы, вещества и средства, представляющие угрозу для безопасности окружающих.
Данный приказ считает подлежащим признанию недействующим по следующим основаниям:
Согласно статье 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.Во исполнение данного конституционного требования Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» предусматривает, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний (пункт 10) (Определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 №58-О, «Вестник Конституционного Суда РФ», №4, 2006). Данный приказ затрагивает права и свободы граждан, но в установленном законом порядке не был опубликован.
Данный приказ принят Верховным судом РБ, Управлением Федеральной службы судебных приставов по РБ, с превышением компетенции данных органов власти. Регулирование прав и свобод человека и гражданина, в том числе связанное с их ограничениями, находится в ведении Российской Федерации (статья 71 пункт «в» Конституции Российской Федерации). В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязанность граждан предъявить для осмотра вещи и сумки, отказ в допуске в здание суда посетителей, а также иные перечисленные выше положения данного приказа прямо связаны с ограничением прав. Права и обязанности лиц, участвующих в деле, прямо закреплены в системе действующего гражданско-процессуального законодательства РФ и не могут быть ограничены произвольным приказом органов власти в субъекте РФ.
В судебном заседаниизаявитель Мищенко В.Н. заявление поддержал, просил удовлетворить по указанным в заявлении доводам.
Представитель заинтересованного лица Верховного суда Республики Башкортостан Вахитова Д.М. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании не согласилась с доводами заявления, просила отказать в его удовлетворении по изложенным в отзыве на заявление доводам.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Салихова Р.М. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ с доводами заявления не согласилась, в судебном заседании просила отказать в его удовлетворении.
Выслушав заявителя Мищенко В.Н., представителя заинтересованного лица Верховного суда Республики Башкортостан Вахитову Д.М., представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Салихову Р.М., исследовав материалы гражданского дела, суд не находит правовых оснований для признания указанного приказа недействительным.
Как установлено судом ДД.ММ.ГГГГ Верховным судом Республики Башкортостан и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан издан совместный приказ № осн./№ «Об утверждении Правил пребывания посетителей и организации пропускного режима в зданиях судов общей юрисдикции Республики Башкортостан».
П.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснено, что порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» № 76 (в редакции Указов Президента Российской Федерации от 16 мая 1997г. №490 и от 13 августа 1998г. №963).
В силу п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актовПрезидента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 №13, от 09.02.2012г. №3) существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Анализ практики судов общей юрисдикции показывает, что для признания акта нормативным необходимо наличие всех перечисленных признаков, характеризующих как форму такого акта, так и его содержание (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2006, 14.06.2006 (вопрос 18), Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третийквартал 2011 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2011 (пункты 1, 2 Практики рассмотрения дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части).
В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» указано, что заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.
Из заявления Мищенко В.Н. не усматривается, что оспариваемым приказом нарушаются какие-либо его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, оспариваемый приказ не имеет всех признаков нормативного правового акта (является локальным актом), и направлен на регулирование конкретных правоотношений (распространяется на круг лиц - посетителей суда).
Исходя из этого, если нормативный правовой акт не зарегистрирован, не опубликован в указанном выше порядке, то рассмотрение дела об оспаривании такого акта может осуществляться по правилам гл. 25 ГПК РФ, в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Так, согласно ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержится перечень решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащих оспариванию в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно ст. 29 Федерального Конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2012) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации") Председатель Верховного суда республики наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет, в том числе следующие функции: организует работу суда;осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
Подпункты 1,5 и 7 пункта 1 статьи 6.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей Российской Федерации", определяющие полномочия председателя суда, направлены на обеспечение организации работы соответствующего суда в целях создания условий для реализации судами своих профессиональных функций по отправлению правосудия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2011 года N 408-О-О).
Указанный приказ принят на основании пп. 1 п. 7, пп. 18 п. 10 Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 09.04.2007 № 69.
Приказ Верховного Суда РБ и Управления ФССП по РБ № осн./№ от ДД.ММ.ГГГГ связан с регулированием конкретных правоотношений, касающихся соблюдения порядка в зданиях судов общей юрисдикции, поддержанию общественного порядка в судебных помещениях, предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений в суде.Правила пребывания посетителей и организации пропускного режима в зданиях судов общей юрисдикции Республики Башкортостан, утвержденные приказом №осн./№ от ДД.ММ.ГГГГ размещены на информационных стендах во всех зданиях судов общей юрисдикции и доступны для их посетителей.
Таким образом, издание Верховным Судом РБ и Управлением ФССП по РБ приказа № осн./№ от ДД.ММ.ГГГГг.осуществлено указанными органами власти в пределах предоставленных им законом полномочий. При этом законодателем не дано какой-либо регламентации в части самого содержания правил пребывания посетителей и организации пропускного режима в зданиях судов
Заявителем указывается, что Правилами пребывания посетителей и организации пропускного режима в зданиях судов общей юрисдикции Республики Башкортостан, утвержденными обжалуемым приказом установлены в частности следующие обязанности и ограничения прав и свобод человека и гражданина:
- допуск посетителей в здание осуществляется в рабочее время при предъявлении документа, удостоверяющего личность, с регистрацией в журнале учета посетителей (п.2.1);
- допуск в здание суда представителей средств массовой информации, а также внесение в здание суда усилительной и (или) радио-, теле-, кино-, фотоаппаратуры осуществляется при предъявлении представителями служебных удостоверений по решению председателя суда, лица, его замещающего или администратора суда на основании заявки сотрудника суда, ответственного за взаимодействие со средствами массовой информации. Фотосъемка, видеозапись, видео-, киносъемка и трансляция судебного заседания в средствах массовой информации допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании, а в здании или других служебных помещениях суда – с разрешения председателя Верховного суда Республики Башкортостан (п.2.5);
- проходить осмотр с использованием технических средств, проводимый судебными приставами по ОУПДС, и предъявлять им для визуального осмотра ручную кладь (сумки, портфели и т.п.);
- перед входом в зал судебных заседаний закрывать объективы устройств, обладающих функцией видео-фотосъемки (п.4.2);
- посетители, прибывшие в здание суда, проходят контроль на наличие у них указанных веществ и предметов посредством прохождения через стационарный металлодетектор, а принесенные с собой вещи предъявляют на визуальный осмотр (п.5.3).
Статья 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Реализация права гражданина или организации на обращение в суд общей юрисдикции осуществляется в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
ДД.ММ.ГГГГ Верховным судом Республики Башкортостан и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан издан совместный приказ № осн./№ «Об утверждении Правил пребывания посетителей и организации пропускного режима в зданиях судов общей юрисдикции Республики Башкортостан», которыми установлены правила пребывания посетителей и организации пропускного режима в зданиях судов общей юрисдикции Республики Башкортостан, и которые не относятся к порядку гражданского или уголовного судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2006г. №384 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - административный регламент) (в ред. Приказа Минюста РФ от 08.07.2008 N 138).
Административный регламент разработан в целях повышения эффективности исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы осуществляют обеспечение установленного порядка деятельности судов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 4 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов") (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4111).
Исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов включает в себя, в том числе, и обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей
Обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей состоит в осуществлении судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов мер по предупреждению и пресечению посягательств на их жизнь и здоровье, в том числе предъявлением гражданамиим документов, удостоверяющих их личность, осуществлением личного досмотра граждан, находящихся в судебных помещениях, досмотра находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, что не влияет на реализацию права гражданина или организации на обращение в суд, осуществляемое в рамках процессуального законодательства.
Таким образом, утвержденные приказом № осн./№ «Об утверждении Правил пребывания посетителей и организации пропускного режима в зданиях судов общей юрисдикции Республики Башкортостан» требования, ни в коей мере не ограничивают право граждан на доступ к правосудию и не могут рассматриваться в качестве ограничения принципа публичности судебного разбирательства.
Если заявитель полагает, что судебный пристав-исполнитель неправомерно ограничил его доступ в здание суда, то он вправе обжаловать действия должностного лица в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Мищенко В.Н. о признании недействующим приказа Верховного суда Республики Башкортостан, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан № осн/№ от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Судья И.Ф.Зинатуллина