2-4391/121, Х.А.М. к АГО о признании права собственности



дело № 2-4391/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 сентября 2012 г.            г. Уфа    

Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Шакирова А.С.

при секретаре Козюберда А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ХА.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

ХА.М. обратился с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация), о признании права собственности в порядке приватизации на <адрес> Кировского района г. Уфы.

Исковые требования мотивированы тем, что истец вселен и проживает по адресу: г. Уфа, <адрес>, общей площадью 38,9 кв.м. по ордеру на жилое помещение, выданного Администрацией Кировского района г. Уфы РБ ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Администрации Демского района г. Уфы РБ ДД.ММ.ГГГГ .

Квартира для проживания была выделена истцу в период трудовых отношений с ДП СУ-8 20 ГУП СУ «Баштрансстрой».

По договору от ДД.ММ.ГГГГ дом по адресу: г. Уфа, <адрес> передан в муниципальную собственность муниципального образования Городской округ город Уфа Республики Башкортостан, что подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества городского округа город Уфа Республики Башкортостан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ квартира Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан находится в собственности городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на основании Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, договора от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ

Истец, ранее не использовавший свое право на приватизацию, обратился с заявлением о передаче занимаемого жилого помещения в собственность, однако КУМС Администрации городского округа г. Уфа отказал в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что квартира <адрес> г. Уфы в реестре муниципального имущества городского округа г. Уфы не значится.

В судебное заседание ХА.М., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился. Учитывая участие в деле его представителя суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель истца- Хасанова Т.Н., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, предъявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации городского округа г. Уфа, извещенной о месте и времени рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель КУМС Администрации городского округа г. Уфа, извещенной о месте и времени рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, выслушав пояснения истцов, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом достоверно установлено, что нанимателем спорного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Уфа, <адрес>, является истец ХА.М., что подтверждается ордером на жилое помещение , выданного Администрацией Кировского района г. Уфы РБ ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Администрации Демского района г. Уфы РБ ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно техническому паспорту на квартиру спорное имущество представляет жилое помещение, состоящее из одной жилой комнаты, кухни, коридора, ванной комнаты, лоджии, общей площадью квартиры 36,4 кв. в том числе жилой 18,3 кв.м.

В квартире согласно справки о регистрации, выданной филиалом ЕРКЦ МУП УЖХ города Уфы Кировский район отделение «Караидель» от ДД.ММ.ГГГГ, копии лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ проживает и зарегистрирован истец ХА.М. Других проживающих и зарегистрированных в квартире не имеется.

Согласно выписки из реестра муниципального имущества городского округа город Уфа Республики Башкортостан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, договора от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между Министерством имущественных отношений РБ и Администрацией муниципального образования городского округа город Уфа, спорное жилое помещение, являющееся государственным имуществом Республики Башкортостан, передано в муниципальную собственность.

При этом из указанных документов следует, что передача имущества в муниципальную собственность произведена во исполнение Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ.

На обращение истца с заявлением о передаче занимаемого жилого помещения в собственность КУМС Администрации городского округа г. Уфа в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказал в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что квартира <адрес> г. Уфы согласно Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество и сделок с ним не значится в реестре муниципального имущества городского округа г. Уфы, находится в хозяйственном ведении СУ 820 ГУПТС «Баштранстрой».

Суд считает данный отказ незаконным по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст.1 Закона РФ от 04.07. 1991г. №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) приватизацией жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

Суду представлены документы, достоверно подтверждающие передачу спорного жилого помещения, являющегося государственным имуществом Республики Башкортостан, в муниципальную собственность, в связи с чем довод ответчика о том, что спорное жилое помещение не значится в реестре муниципального имущества городского округа г. Уфы, необоснован.

Отсутствие регистрации права муниципальной собственности и сохранении данным о нахождении жилого помещения в хозяйственном ведении СУ 820 ГУПТС «Баштранстрой» не является основанием для отказа в передаче этого помещения в собственность истцу по следующим основаниям.

В силу статьи 11 Закона, каждый гражданин в порядке приватизации имеет право на приобретение собственность жилого помещения бесплатно в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

При соблюдении этих условий гражданин не может быть лишен права на приватизацию занимаемого жилого помещения, поскольку Закон предполагает создание гражданам равных условий для реализации данного права. Иное означало бы нарушение статьи 35 Конституции Российской Федерации о праве каждого иметь имущество в собственности и статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Поскольку государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, оно обязано обеспечить возможность реализации этого права.

В соответствии со статьей 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 020-1, объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Данным Приложением к указанному Постановлению жилищный фонд отнесен к муниципальной собственности. Пунктом 5 названного Постановления предусматривалось, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Приложения №3 к указанному Постановлению, к муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, жилищный фонд, здания и строения социально- культурного и бытового назначения.

В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. №235, передаче в муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенных в состав приватизируемого имущества предприятий.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, права на приватизацию жилых помещений.

Изложенное в совокупности со ст. 6 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» свидетельствует о том, что обязанность по надлежащей передаче жилого помещения в муниципальную собственность лежит органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также государственных или муниципальных унитарных предприятиях, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственных или муниципальных учреждениях, казенных предприятиях, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

При этом отсутствие данных о регистрации муниципальной собственности в ЕГРП не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от надлежащего оформления уполномоченными органами факта передачи государственного имущества в муниципальную собственность.

Кроме того, следует отметить, что в ст. 2 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан Российской Федерации на приватизацию занимаемых жилых помещений, находящихся в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд).

    Согласно материалов дела, жилое помещение в <адрес> г. Уфы является изолированным, ХА.М. права на приватизацию жилого помещения не использовал, что подтверждается справками МХПТИЖНС «Уфатехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ и ГУП «БТИ РБ» от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчиков суду не представлено доказательств того, что квартира по указанному адресу не относится к жилым помещениям, не подлежащих приватизации.

С учетом вышеизложенного суд считает, требования истца подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Признать за ХА.М. право собственности в порядке приватизации на <адрес> Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Уфы.

Судья                                А.С. Шакиров

Решение не вступило в законную силу

Судья                                А.С. Шакиров