12-422/2010
РЕШЕНИЕ
15 ноября 2010 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы в составе председательствующего судьи Шарафутдиновой А.Н.,
при секретаре Аиповой Э.Р..,
с участием прокурора <данные изъяты> Мадишина А.М.,
представителя Тукубаева Т.Т. – Ишбулатова Р.Р. по доверенности,
представителя УФАС по РБ Фаттахова М. Ф. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Тукубаева Т.Т. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан от 20 мая 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановлению заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ Ш. А.А. № от 20.05.2010г. член конкурсной комиссии Управления Федеральной налоговой службы по РБ по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения открытого аукциона Тукубаев Т.Т. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 22 200 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.30 ч.2 КоАП РФ, а именно: за нарушение порядка отбора участников аукциона на право заключить государственный контракт, цена которого составляет 2 220 000 руб. на выполнение работ капитального ремонта внутренних помещений административного здания УФНС России по РБ, что выразилось:
- в отказе в допуске к участию в аукционе конкурсной заявки ООО «У.» по причине непредставления документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, подлежащей отказу в допуске по иным основаниям;
- в допуске к участию в аукционе конкурсной заявки ООО «П.», подлежащей отказу в допуске за несоответствием заявки требованиям документации об аукционе в силу ч.1 ст. 12. ч.ч1, 3 ст.36 Закона о размещении заказов.
Не согласившись с указанным постановлением, Тукубаев Т.Т. обратился с жалобой в Кировский районный суд г. Уфы с просьбой отменить указанное постановление и прекратить производство по административному делу за отсутствием состава и события правонарушения, ссылаясь также на процессуальные нарушения, допущенные административным органом при производстве по делу об административном правонарушении.
Тукубаев Т.Т. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения административного дела, в назначенное судом время не явился, его интересы в суде представляет представитель по доверенности Ишбулатов Р.Р.
В судебном заседании представитель Ишбулатов Р.Р. жалобу доверителя Тукубаева Р.Р. поддержал, просил суд отменить постановление Управления ФАС по РБ от 20.05.2010г. в связи с отсутствием в действиях Тукубаева Т.Т. состава административного правонарушения, нарушением прокуратурой РБ законодательства об административных правонарушениях при возбуждении административного дела.
Представитель УФАС по РБ Фаттахов М.Ф. просил оставить постановление УФАС по РБ от 20.05.2010г. без изменения, жалобу Тукубаева Т.Т. без удовлетворения, пояснил, что при рассмотрении дела об административном правонарушении требования КоАП РФ и Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов) не нарушены.
Прокурор <данные изъяты> Мадишин А.М. с жалобой Тукубаева Т.Т. не согласился, просил постановление УФАС по РБ от 20.05.2010г. оставить без изменения. Требования Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении прокуратурой нарушены не были, вина Тукубаева Т.Т. в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ подтверждается материалами дела, постановление вынесено законно и обоснованно.
Суд, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении и наложении штрафа от 20.05.2010г. является законным и обоснованным. Нарушений при вынесении постановления, влекущих его отмену, судом не выявлено.
Установлено, что 14.08.2009г. на официальном сайте в сети Интернет заказчиком в лице Управления ФНС России по РБ было размещено извещение № о проведения открытого аукциона на право заключить государственный контракт на оказание услуг по выполнению работ капитального ремонта внутренних помещений административного здания УФНС России по Республике Башкортостан с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 2 220 000 (два миллиона двести двадцать тысяч) рублей.
Рассмотрением поступивших заявок занимался состав конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии УФНС по РБ, созданный приказом руководителя УФНС России по РБ от 27.08.2009г. №.
11.09.2009г. на основании результатов рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе был оформлен протокол № рассмотрения заявок на участие в аукционе, согласно которому заявки па участие в Открытом аукционе подали ООО "Б.", ООО "Т.", ООО Строительное предприятие № "Б.", ООО "Ф.", ООО "П.", ООО "И.", ООО "У". К участию в Открытом аукционе по решению членов конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд УФНС России по РБ были допущены ООО "Б.", ООО "Т.", ООО Строительное предприятие № "Б.", ООО "Ф.", ООО "П.", ООО "И.". По результатам Открытого аукциона между Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан и ООО "Т." 30.09.2009г. заключен государственный контракт №.
В соответствии с пунктами 1.3, 4.2, 6.3 Положения о конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии УФНС по РБ по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (далее – Положение), утвержденного приказом руководителя Управления от 27.08.2009 № Комиссия в своей деятельности руководствуется Гражданским, Бюджетным кодексами РФ, Законом о размещении заказов, другими Федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами РФ, настоящим Положением, рассматривает заявки на участие в аукционе и проводит отбор участников аукциона, руководствуясь порядком, предусмотренным Законом о размещении заказов.
Порядок рассмотрения заявок на участие в аукционе установлен статьей 36 Закона о размещении заказов. Согласно части 1 данной нормы права аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов. При этом решение о допуске либо об отказе в допуске к участию в аукционе принимается аукционной комиссией по смыслу части 3 статьи 36 Закона о размещении заказов в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 12 Закона о размещении заказов.
Аналогичный порядок деятельности Комиссии при рассмотрении заявок на участие в аукционе предусмотрен пунктами 5.1.2, 5.1.3, 5.2.4 Положения. В частности, согласно пункту 5.2.4. Положения Комиссия обязана отказать участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах по основаниям, указанным в статье 12 Закона о размещении заказов.
Таким образом, Комиссия обязана была рассмотреть заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
Согласно пунктам 3.1., 3.3.1., 4.2.1. Раздела I.2 документации об аукционе, пунктам 3.3., 3.4. Информационной карты аукциона (Раздел I.3 документации об аукционе) заявка на участие в открытом аукционе подается участником размещения заказа в письменном виде по форме, представленной в Разделе I.4 документации об аукционе (форма I.4.2.). При этом согласно пункту 4.3.1. документации об аукционе участник размещения заказа представляет один оригинальный экземпляр заявки на участие в аукционе, который подшивается в один том и четко помечается "ОРИГИНАЛ". Все документы, являющиеся частью заявки, представляются участниками размещения заказа за подписью руководителя (уполномоченного органа) и скрепленные соответствующей печатью для юридического лица (в случае наличия), подпись и печать проставляются на каждой странице заявки на участие в аукционе, кроме документов заверенных нотариально. Все документы аукционной заявки должны иметь сквозную нумерацию листов.
В пункте 4.2.4. Раздела I.2 документации об аукционе заказчиком установлено, что все документы, представленные участниками размещения заказа, должны быть подписаны уполномоченными лицами и скреплены соответствующей печатью (все страницы представленных документов должны быть парафированы/завизированы уполномоченными лицами). Кроме того, разработанные и представленные заказчиком в Разделе I.4 документации об аукционе формы документов также предусматривают необходимость скрепления печатью участника размещения заказа следующих документов, представляемых в составе заявки на участие в аукционе: 1) заявка на участие в аукционе; 2) анкета участника размещения заказа; 3) доверенность на уполномоченное лицо, имеющее право подписи и представления участника размещения заказа; 4) предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках услуги; 5) запрос на разъяснение документации об аукционе; 6) уведомление об отзыве заявки на участие в аукционе.
Материалами дела подтверждается, что ООО "П." в составе тома заявки на участие в аукционе были представлены не скрепленные печатью данного участника размещения заказа Заявка на участие в аукционе (лист 3 тома заявки ООО "П.") и Предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках услуги (листы 41, 108 тома заявки ООО "П."). Указанные обстоятельства также нашли свое подтверждение при непосредственном исследовании представленного Ишбулатовым P.P. на обозрение должностного лица, рассматривающего дело №. оригинала тома заявки участника размещения заказа ООО "П.".
Следовательно, заявка ООО "П." была подана с нарушением положений документации об аукционе (пунктов 3.1., 3.3.1., 4.2.1., 4.2.4).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае несоответствия заявки требованиям документации об аукционе.
Тем не менее, указанные обстоятельства не послужили основанием для отказа ООО "П." в допуске к участию в аукционе, как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе № от 11.09.2009г., по итогам рассмотрения заявок членами Комиссии было принято единогласное решение допустить к участию в аукционе и признать участником аукциона ООО "П.".
Основные требования к оформлению заявки на участие в аукционе закреплены законодателем в части 2.2 статьи 35 Закона о размещении заказов.
На основании данной нормы закона все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в аукционе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
Из содержания изложенной правовой нормы усматривается, что все листы заявки на участие в аукционе как единого документа, а также все листы тома заявки должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью и подписаны участником размещения заказа. Заявка и том заявки должна содержать опись входящих в ее состав документов. Соблюдение указанных требований в их совокупности гарантирует подлинность представленных документов и сведений, направлено на исключение произвольной замены документов и их утраты.
Из толкования части 2.2 статьи 35, части 1 статьи 12 Закона о размещении заказа следует, что ненадлежащее оформление заявки на участие в аукционе (за исключением несоблюдения требования о нумерации листов заявки и тома заявки) является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе, если такие требования установлены документацией об аукционе.
Представленный на рассмотрение дела для обозрения подлинный экземпляр заявки на участие в аукционе ООО "У" не соответствует требованиям Закона о размещении заказов, предъявляемым к оформлению тома заявки на участие в аукционе: том заявки не прошит, листы тома заявки скреплены с помощью металлической скобы степлером. Том заявки не скреплен печатью и не подписан участником размещения заказа.
В данном случае соединение листов заявки степлером, при одновременном несоблюдении требования о скреплении заявки печатью и подписью участника, не может считаться надлежащей прошивкой, так как данный способ скрепления листов не исключает возможность нарушения целостности заявки и подмены документов, не гарантирует их подлинность и достоверность.
Кроме того, как видно из материалов дела пунктом 4.3.1. Раздела I.2 документации об аукционе, пунктом 4.3. Информационной карты аукциона (Раздел I.3 документации об аукционе) установлены требования к запечатыванию и маркировке заявок на участие в аукционе, в соответствии с которыми участник размещения заказа представляет один оригинальный экземпляр заявки на участие в аукционе, который подшивается в один том. Все документы, являющиеся частью заявки, представляются участниками размещения заказа за подписью руководителя (уполномоченного органа) и скрепленные соответствующей печатью для юридического лица (в случае наличия), подпись и печать проставляются на каждой странице заявки на участие в аукционе, кроме документов заверенных нотариально. Все документы аукционной заявки должны иметь сквозную нумерацию листов.
Таким образом, скрепление скрепкой не является прошивкой документов, следовательно, том заявки ООО "У." не был прошит, что не соответствует требованиям, установленным в документации об аукционе.
При указанных обстоятельствах Комиссия обязана была в соответствии со статьями 36, 12 Закона о размещении заказов отклонить заявку ООО "У." по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов, и отразить данное решение в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе. Однако заявка ООО "У." не была отклонена по данному основанию.
Следовательно, решение Комиссии, в том числе члена Комиссии Тукубаева Т.Т., об отказе в допуске ООО "У." к участию в Открытом аукционе принято с нарушением части 1 статьи 12, частей 1,3 статьи 36 Закона о размещении заказов.
Нарушение членом аукционной комиссии порядка отбора участников аукциона на право заключить государственный контракт образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, и влечет наложение штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Таким образом, в действиях члена конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии Управления ФНС по РБ Тукубаева Т.Т. имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Наказание в виде штрафа в размере 22 200 руб., наложенное на Тукубаева Т.Т., УФАС по РБ определено верно в соответствии с санкцией части 2 статьи 7.30 КоАП РФ, и составляет 1 процент от начальной (максимальной) цены контракта, составившей 2220 000 рублей.
Доводы Ишмулатова Р.Р. о том, что прокуратурой республики при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Тукубаева Р.Р. нарушены требования КоАП РФ являются необоснованными по следующим основаниям.
Так, проверка УФНС по РБ прокуратурой республики проведена в период с 12 по 24 марта 2010 года на основании планов работы прокуратуры республики и Управления по надзору за исполнением федерального законодательства на первое полугодие 2010 года в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», по результатам проверки составлена справка, которая с материалами проверки 31.03.2010 доложена прокурором <данные изъяты> Мадишиным А.М. заместителю прокурора РБ Б. Г.Ф.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении Тукубаева Т.Т. вынесено 02.04.2010 уполномоченным лицом <данные изъяты> Б. Г.Ф. в пределах полномочий, предоставленных частью 2 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статьей 28.4 КоАП РФ.
Приведенный в статье 28.5 КоАП РФ срок составления протокола об административном правонарушении (постановления) не является пресекательным и не влечет прекращение производства по делу (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), как и направление копии постановления по делу об административном правонарушении в срок, превышающий установленный в ст.29.11 КоАП РФ.
Тукубаеву Т.Т. после вынесения постановления разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ, ему вручена копия постановления, истребовано объяснение по существу нарушения, о чем в постановлении имеются подписи.
Доводы Ишбулатова Р.Р. о том, что при рассмотрении Комиссией заявок ООО "П." и ООО «У." требования Закона о размещении заказов не нарушены, основаны на неверном толковании приведенного закона, опровергаются материалами дела об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, суд считает постановление заместителя руководителя Управления ФАС по РБ Ш. А.А. от 20.05.2010 о наложении штрафа на Тукубаева Т.Т. в размере 22200 рублей соответствующим требованиям законодательства, считает необходимым жалобу Тукубаева Т.Т. оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Тукубаева Т.Т. оставить без удовлетворения, постановление УФАС по РБ от 20.05.2010г. о наложении штрафа на Тукубаева Т.Т. по ч. 2 ст.30 КоАП РФ в размере 22200 рублей по делу об административном правонарушении оставить в силе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Н.Шарафутдинова