Дело № 12-226/2011
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
18 мая 2011 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Капустина В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан Галунова П.Б. на постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП),
У С Т А Н О В И Л:
Определением заместителя руководителя ТУ Росфиннадзора в РБ Баязитовым Э.И. № от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст.15.14 КоАП РФ было возбуждено производство по делу об административном правонарушении в отношении руководителя Управления Галунова П.Б., а затем постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения в его действиях.
Не согласившись с таким постановлением, Галунов П.Б. обратился в суд с жалобой на него, в обосновании своих доводов указал, что расходы средств федерального бюджета в размере <данные изъяты>. на приобретение накопителей USB-Flash, сетевых компьютеров произведены Управлением в соответствии с условиями их получения. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с учетом этих обстоятельств просит суд постановление изменить, прекратив производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решением Кировского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ обжалуемое постановление отменено и дело об административном правонарушении было направлено на новое рассмотрение заместителю руководителя ТУ Росфиннадзора в РБ в связи с нарушением требований 28.2 КоАП при возбуждении дела об административном правонарушении.
Решением Верховного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванное решение Кировского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, в судебном заседании представитель Галунова П.Б. – Галлямов М.З. жалобу поддержал и просил суд отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ, прекратив производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Представитель ТУ Росфиннадзора в РБ Хажина Л.Н. с жалобой Галунова П.Б. не согласилась и пояснила, что накопители USB-Flash, сетевые накопители являются основными средствами, расходы на их приобретение следовало осуществлять по подстатье 310 классификации операций сектора государственного управления «Увеличение стоимости основных средств».
Суд, выслушав объяснения Галунова П.Б., представителя ТУ Росфиннадзора в РБ, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считает, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ главным контролером-ревизором отдела финансового контроля в органах государственной власти ТУ Росфиннадзора в РБ ФИО1 в отношении руководителя Управления Галунова П.Б. было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.14 КоАП и составлен протокол об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 15.14 КоАП установлена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нецелевое использование бюджетных средств было установлено по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности Управления в 2010 году, которое выразилось в приобретении накопителей USB-Flash, сетевых накопителей по подстатье 340 классификации операций сектора государственного управления «Увеличение стоимости материальных запасов», однако оплату за приобретение указанных объектов по мнению административного органа необходимо было производить по подстатье 310 классификации операций сектора государственного управления «Увеличение стоимости основных средств».
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении было установлено, что платежные документы на оплату приобретенных накопителей USB-Flash, сетевых накопителей руководитель Управления Галунов П.Б. не подписывал, т.к. находился в отпуске, должностные обязанности на период отпуска временно исполняла заместитель руководителя Управления ФИО2
Постановлением заместителя руководителя ТУ Росфиннадзора в РБ Баязитова Э.И. от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном в отношении Галунова П.Б. было прекращено в виду отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Галунова П.Б. указано, что согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК № (ОКОФ), утвержденному постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №, накопители USB-Flash, сетевые накопители являются объектом основных средств и значится под кодом № «Устройства запоминающие внешние» в подразделе ОКОФ «Техника электронно-вычислительная». В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ №-н, оплату на приобретения оборудования на сумму <данные изъяты> необходимо производить за счет средств подстатьи 310 «Увеличение стоимости основных средств».
На основании государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Управлением с ООО», Управлением приобретены комплектующие для компьютерного оборудования, в том числе накопители USB-Flash, сетевые накопители.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно ст. 289 БК РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, в силу пункта 4 статьи 23.1 БК РФ, устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей и подстатей классификации, устанавливает перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации.
Порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации в 2009 году, в том числе и классификации операций сектора государственного управления, установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – Указания).
В раздел 4 Указаний включены подстатьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» и 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» классификации операций сектора государственного управления, которые отнесены к единой группе операций расходов бюджета «Поступление нефинансовых активов».
Согласно Указаниям на статью 310 КОГСУ относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на строительство, приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.
На статью 340 относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов материальных запасов, не относящихся к основным средствам.
Согласно Методическим рекомендациям по применению классификации операций сектора государственного управления (далее - Методические рекомендации), доведенных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2009 г. № 02-05-10/383, отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции получателя бюджетных средств, который принимает решение по указанному вопросу в соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н.
Орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, не имеет правовых оснований для отказа получателю бюджетных средств в санкционировании оплаты денежного обязательства, подтвержденного в соответствии с порядком санкционирования, установленным финансовым органом соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по статьям 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» классификации операций сектора государственного управления, если указанные расходы направлены на формирование стоимости нефинансового актива, который может быть отнесен как к основным средствам, так и к материальным запасам, исходя из его предназначения.
Согласно Методическим рекомендациям при отнесении материальных ценностей к основным средствам (основным фондам) следует руководствоваться положениями пунктов 16 - 20, 92, 93 Инструкции по бюджетному учету.
В пункте 16 Инструкции по бюджетному учету указано, что счет «Основные средства» предназначен для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
К основным средствам не относятся предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости, материальные запасы, а также машины и оборудование, сданные в монтаж и (или) подлежащие монтажу, материальные объекты, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений.
В целях применения настоящих Методических рекомендаций, при отнесении материальных ценностей к материальным запасам следует руководствоваться положениями пунктов 51, 64 - 69, 96 Инструкции по бюджетному учету.
Согласно методическим рекомендациям на статью 340 «Увеличение материальных запасов» необходимо относить расходы на приобретение прочих материальных запасов, в том числе запасных частей:
- для машин, оборудования, оргтехники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем; средств связи и т.д.;
- для вычислительной техники (мониторы, системные блоки, клавиатуры, манипуляторы типа "мышь", соединительные кабели и т.п.).
Таким образом, отнесение объекта к основным средствам либо материальным запасам при отсутствии прямого указания в Указаниях, Методических рекомендациях, Инструкции по бюджетному учету осуществляется получателем бюджетных средств самостоятельно с учетом его предназначения, срока полезного использования, возможности осуществления самостоятельных функций.
Письмом Министерство финансов Российской Федерации от 18.12.2009 № разъяснило, что в связи с тем, что договоры гражданско-правового характера в соответствии с ГК РФ заключаются получателями бюджетных средств в произвольной форме, а также наличие отраслевых особенностей функционирования органов государственной власти и созданных ими бюджетных учреждений, в Указаниях установлен открытый перечень расходов по каждому коду классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ).
В целях эффективного планирования и исполнения бюджета вопросы отражения по кодам КОСГУ кассовых операций, осуществляемых в секторе государственного управления, обусловленных указанными договорами и аналогичных по экономическому содержанию операциям, указанным в Указаниях, могут быть урегулированы бюджетной сметой, государственным заданием на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам (далее - госзадание), методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.
Органы Росфиннадзора не вправе квалифицировать осуществление кассовых расходов как нецелевое использование бюджетных средств в случае, если вышеуказанные кассовые расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетной сметой и (или) госзаданием, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств (но при этом, по мнению органов Росфиннадзора, их отражение по КОСГУ не соответствует методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями), или порядок их проведения по кодам КОСГУ отсутствует в указанных документах, являющихся правовым основанием получения бюджетных средств (представлено в материалы дела).
Письмом Федеральной регистрационной службы от 31.12.2008 г. №-МА до руководителей территориальных органов доведены годовые лимиты бюджетных обязательств на 2009 год. Согласно данному документу по КОГСУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» предусмотрены расходы бюджетных средств на оплату канцтоваров, ГСМ, котельно-печного оборудования, книжной продукции, хозяйственных принадлежностей. Расходы на оплату услуг по защите информации, закупку запасных частей и аксессуаров к компьютерам, приобретение картриджей и расходных материалов к оргтехнике согласованы с Управлением проектов развития и информационных технологий.
С учетом вышеприведенных положений суд приходит к выводу о том, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства того, что накопители USB-Flash Kingston, сетевые накопителей <данные изъяты>, приобретенные Управления на основании государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с ООО», являются основными средствами, их приобретение необходимо было осуществлять по подстатье 310 КОГСУ.
Согласно Указаниям, Методическим рекомендациям, Инструкции по бюджетному учету, накопители USB-Flash, сетевые накопителей в перечни объектов, расходы на приобретение которых необходимо осуществлять за счет средств подстатьи 310 КОГСУ, не включены.
Лимиты бюджетных обязательств на 2009 год, доведенные до Управления, не содержат указания о том, что накопители USB-Flash, сетевые накопителей необходимо приобретать по подстатьи 310 КОГСУ.
Суд исходя из представленных доказательств не может согласится с доводом ТУ Росфиннадзора в РБ о том, что согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК № (ОКОФ), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 359, накопители USB-Flash, сетевые накопители являются объектом основных средств и значится под кодом № «Устройства запоминающие внешние» в подразделе ОКОФ «Техника электронно-вычислительная», т.к. указанные объекты в нем прямо не поименованы.
Из представленных документов и приведенных нормативных правовых актов, писем, разъяснений невозможно однозначно утверждать, что расходы на приобретение накопителей USB-Flash, сетевых накопителей следовало относить по статье 310 бюджетной классификации.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах суд считает, что ТУ Росфиннадзора в РБ не представлено убедительных доказательств того, что средства федерального бюджета на приобретение накопителей USB-Flash, сетевых накопителей на основании государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., использованы Управлением в нарушение условий получения указанных средств, и следовательно указанные действия подпадают под диспозицию части 1 статьи 15.14 КоАП – нецелевое использование бюджетных средств.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление выноситься решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
В связи с чем, суд находит, что убедительных доказательств свидетельствующих о наличии события административного правонарушения по данному административному делу заместителем руководителя ТУ Росфиннадзора в РБ суду не представлено в связи с чем, настоящее административное дело подлежит прекращению в связи с недоказанностью.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 15.14, 24.5, 26.1, 26.2, 30.7 КоАП, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя ТУ Росфиннадзора в РБ от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан Галунова П.Б. по части 1 статьи 15.14 КоАП, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью наличия события административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 суток.
Судья В.И. Капустин