12-433/2011 РЕШЕНИЕ 27 сентября 2011г. г. Уфа Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К., при секретаре Гизатуллиной Л.Р., с участием представителя заявителя Белоносова А.М. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя УФАС Карапетян Н.В. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Хабибуллина О.А., работающего <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>», на постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил: Вышеуказанным постановлением Хабибуллин О.А., как должностное лицо, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ, выразившееся в нарушении установленного пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, порядка ценообразования на коммунальную услугу «горячее водоснабжение» в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «<данные изъяты>», оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. Хабибуллин О.А. обратился в суд с жалобой на данное постановление, указывая, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении о нарушении антимонопольного законодательства послужили обращения собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес>. Собственники данных домов указывают, что многоквартирные дома, расположенные по вышеуказанным адресам оборудованы ИТП- индивидуальными тепловыми пунктами, в которых имеются теплообменники для приготовления горячей воды и начисление платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» должно осуществляться на основании п.18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть по показаниям приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемое для приготовления горячей воды. Таким образом, вывод УФАС о том, что со стороны ООО «<данные изъяты>» происходит ущемление прав и интересов собственников помещений в многоквартирных домах и том, что ООО «<данные изъяты>» злоупотребляет доминирующим положением на рынке, а именно нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, не соответствует действительности. Начисление платы за горячее водоснабжение, которая по мнению УФАС должна начисляться в соответствии с п.18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, приведет к увеличению стоимости горячего водоснабжения в 1,6 раз. Хабибуллин О.А. просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Хабибуллин О.А., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явился, его представитель Белоносов А.М. жалобу поддержал и дал объяснения, аналогичные изложенному в жалобе. Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ Карапетян Н.В. с жалобой не согласился, считает, что постановление вынесено законно и обоснованно, просил в удовлетворении жалобы отказать. Суд, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении и наложении штрафа от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным. Нарушений при вынесении постановления, влекущих его отмену, судом не выявлено. В силу п. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. В соответствии с п. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:- 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющее организацией. Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией такая управляющая организация в управляемом ею многоквартирном доме занимает доминирующее положение с долей 100% в управляемом многоквартирном доме. Исходя из норм статьи 5 ФЗ № 135 «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Положение хозяйствующего субъекта признается доминирующим, если его доля на рынке определенного товара составляет более 35%. На основании изложенного, ООО «<данные изъяты>» на рынке управления эксплуатацией жилого фонда: в географических границах многоквартирных домов, расположенных по адресам в <адрес>, занимает доминирующее положение, что дает возможность управляющей компании оказывать решающее влияние на общие условия оказания услуг по управлению эксплуатацией жилого фонда в каждом многоквартирном доме, в том числе предоставлять коммунальные услуги и производить обслуживание внутридомовых инженерных систем многоквартирных жилых домов, находящихся в ее управлении. Согласно ч.4 ст. 154 ЖК РФ к коммунальным услугам относятся: услуги на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Исполнителем коммунальных услуг в соответствии с п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 23.05.2006 г. №307 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией является управляющая организация. Пунктом 18 вышеуказанных Правил предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Тем самым, в случае, если многоквартирный дом оборудован собственным индивидуальным тепловым пунктом (ИТП) с теплообменником для приготовления горячей воды размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. Другого расчета тарифа на горячее водоснабжение при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома вышеуказанными правилами предоставления коммунальных услуг гражданам не предусмотрено. В соответствии с п.2 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Таким образом, тариф, выставляемый управляющей организацией, собственникам помещений за горячее водоснабжение, установлен в нарушение пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Доказательства, имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении, судом признаны допустимыми и имеющими значение для дела. В соответствии со ст. 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц- от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара. На рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 % совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров,- в размере от трех тысячных до трехсотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров и не менее ста тысяч рублей. При назначении наказания учтены характер совершенного административного правонарушения, личность Хабибуллина О.А. обстоятельства, смягчающие и административную ответственность. На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ суд, решил: Постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Хабибуллина О.А. оставить без изменения, а жалобу Хабибуллина О.А. - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения, через Кировский районный суд г. Уфы в Верховный суд Республики Башкортостан. Судья Г.К. Зайнуллина