Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«06» августа 2012 г. г. Уфа
Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Шарафутдиновой А.Н.,
с участием представителя заявителя Жукова А.В.,
при секретаре Асадуллиной С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ардаширова И.А. на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан были рассмотрены материалы дела об административном правонарушении №, возбужденного в отношении должностного лица Ардаширова И.А. – директора ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, а именно – заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
За данное правонарушение Ардаширов И.А., как директор ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» был признан виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ и ему назначен штраф в размере 20 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Ардаширов И.А. обжаловал его в суд. В своей жалобе заявитель ссылается на незаконность вынесенного постановления, как не соответствующее действующему законодательству.
Правонарушение, за которое должностное лицо привлечено к административной ответственности, выразилось в заключении последним ограничивающих конкуренцию соглашений, указанных в решении Башкортостанского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, которым МУП «УЖХ городского округа город Уфа РБ», ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа РБ», ОАО «УЖХ Кировского района городского округа г.Уфа РБ», ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района городского округа г.Уфа РБ», ОАО «УЖХ Калининского района городского округа г.Уфа РБ», ОАО «УЖХ Октябрьского района городского округа г.Уфа РБ», ОАО «УЖХ Демского района городского округа г.Уфа РБ», ОАО «УЖХ Ленинского района городского округа г.Уфа РБ», ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района городского округа г.Уфа РБ» признаны нарушившими п.п. 1, 8 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», как заключившие соглашения, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам. ОАО «УЖХ Советского района городского округа г.Уфа РБ» антимонопольным органом выдано предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В оспариваемом постановлении Башкортостанским УФАС сделаны выводы о том, что заключение возмездных договоров, указанных в решении от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, и оплата услуг МУП УЖХ г.Уфы влечет для собственников многоквартирных домов увеличение расходов на содержание многоквартирного дома, оплату за жилое помещение и т.п., и приводит или может привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок. Кроме того, ввиду того что заключение договоров на выполнение работ и оказание услуг, определенных в заключенных договорах между УЖХ районов г.Уфы и МУП УЖХ г.Уфы, делегировано управляющими организациями МУП УЖХ г.Уфы, хозяйствующие субъекты, намеревающиеся и желающие осуществить ту или иную работу, услугу вынуждены обращаться в МУП УЖХ г.Уфы, а не непосредственно к управляющим организациям – УЖХ районов г.Уфы, что приводит или может привести к созданию препятствий доступу на соответствующие товарные рынки для определенного круга хозяйствующих субъектов.
Заявитель указывает, что административным органом не учтен порядок ценообразования на рынке коммунальных услуг и предоставления собственниками помещений платы за их содержание и ремонт, установленные жилищным законодательством, в частности, ссылается на действие пункта 1 Постановления Главы Администрации городского округа г.Уфа РБ № 6785 от 29.11.2010г. «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за пользование жилым помещением», которым с ДД.ММ.ГГГГ размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, установлен согласно приложению №. Считает, что деятельность МУП УЖХ г.Уфы и ОАО УЖХ районов г.Уфы не может повлечь увеличение, иное изменение тарифов для населения, поскольку подлежат применению ставки, определяемые органом местного самоуправления, в обоснование доводов ссылается на представленные копии счетов-извещений за 2010-2012гг. Также указывает, что заключенные между МУП УЖХ г.Уфы и ОАО УЖХ районов г.Уфы соглашения, не создают препятствий доступу на товарный рынок для других хозяйствующих субъектов, поскольку делегирование ОАО УЖХ районов г.Уфы своих полномочий МУП УЖХ г.Уфы на заключение договоров с третьими лицами, не прекращает право управляющих организаций самим заключать подобные договоры с третьими лицами. В связи с чем, просит постановление должностного лица УФАС по РБ отменить, а производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель заявителя Жуков А.В. (доверенность в деле) жалобу поддержал в полном объеме, просил ее удовлетворить, представил суду вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу №, которым заявление МУП УЖХ г.Уфы удовлетворено, решение УФАС по РБ от ДД.ММ.ГГГГ № в части признания МУП УЖХ г.Уфы нарушившим п.п. 1, 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №185-ФЗ «О защите конкуренции» признано недействительным. Копия решения Арбитражного суда РБ приобщена к материалам дела.
От административного органа представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя УФАС по РБ, представлены материалы дела об административном правонарушении №, последние приобщены судом к настоящему делу.
Суд, проверив доводы жалобы, выслушав участников процесса, считает, что жалоба подлежит удовлетворению, постановление должностного лица отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из положений ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает наличие законных оснований (т.е. события правонарушения), а также соблюдение установленного законом порядка фиксации доказательств и процессуального порядка привлечения к ответственности.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
По общим правилам назначения административного наказания предусмотрено, что таковое может быть назначено лишь при наличии в действиях лица, привлекаемого к ответственности, состава правонарушения, обязательными элементами которого являются наличие объективной и субъективной стороны.
Судом установлено, что правонарушение, за которое должностное лицо привлечено к административной ответственности, выразилось в заключении последним ограничивающих конкуренцию соглашений, указанных в решении Башкортостанского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции.
В силу ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Как установлено судом, признавая решение УФАС по РБ от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным, Арбитражный суд РБ пришел к выводу, что материалы дела № о нарушении антимонопольного законодательства и указанное решение административного органа от ДД.ММ.ГГГГ не содержат доказательств того, что заключение МУП УЖХ г.Уфы и ОАО УЖХ районов г.Уфы возмездных договоров влияют на размер стоимости коммунальных услуг, указываемых в выставляемых собственникам жилых помещений счетах-квитанциях. Также арбитражным судом установлено отсутствие надлежащих и допустимых доказательств того, что действия управляющих организаций, в том числе ОАО «УЖХ Советского района городского округа г.Уфа РБ» и МУП УЖХ г.Уфы приводят к созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, выводы антимонопольного органа носят предположительный характер.
В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая вступившее в законную силу решение Арбитражного суда РБ по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, принятого с участием административного органа, которым установлено отсутствие в действия МУП «УЖХ городского округа город Уфа РБ», ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа РБ», ОАО «УЖХ Кировского района городского округа г.Уфа РБ», ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района городского округа г.Уфа РБ», ОАО «УЖХ Калининского района городского округа г.Уфа РБ», ОАО «УЖХ Октябрьского района городского округа г.Уфа РБ», ОАО «УЖХ Демского района городского округа г.Уфа РБ», ОАО «УЖХ Ленинского района городского округа г.Уфа РБ», ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района городского округа г.Уфа РБ» факта нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в нарушении п.п. 1, 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №185-ФЗ «О защите конкуренции», суд приходит к выводу, что в действиях должностного лица Ардаширова И.А состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ не усматривается.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении жалобы Ардаширова И.А. об отмене постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб. и прекращении производства по делу в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Ардаширова И.А на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ о наложении на должностное лицо – директора ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» - Ардаширова И.А административного штрафа в размере 20 000 рублей - отменить, производство по административному делу № прекратить за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.Н.Шарафутдинова