решение по 7гражданскому делу по иску Арефкина М.И. к Правительству АО о предоставлении жилого помещения.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2010г. Кировский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи Г.К.Шамшутдиновой

при секретаре И.В.Яренковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арефкина М.И. к Правительству Астраханской области об обязательстве предоставления жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Арефкин М.И. обратился в суд с иском, указав, что является сиротой, был поставлен на очередь на предоставление благоустроенной жилой площади в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку он относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении, истец просит обязать ответчика предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал.

Представитель Министерства образования и науки Астраханской области, уполномоченный представлять интересы Правительства Астраханской области, Ерофеева О.В. исковые требования не признала, представила возражения.

Представитель администрации г.Астрахани Малыгина О.Б. считает требования истца обоснованными.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что практически с момента рождения -с 1981г. истец находился на полном гособеспечении в доме ребенка, затем был переведен в детский <адрес>, где находился до ДД.ММ.ГГГГ С указанного времени ДД.ММ.ГГГГ. истец находился в школе -интернате, с ДД.ММ.ГГГГ. обучался в <данные изъяты>, затем в <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ.

Закрепленного за истцом жилья не имеется. В 2002г. администрацией города истцу была предоставлена комната по <адрес>

Из материалов дела усматривается, что истец был включен в общегородской список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

Анализируя доводы представителя Правительства Астраханской области, суд исходит из следующего.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения указанного закона конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Частью 4 статьи 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Учитывая изложенного, суд приходит к выводу, что у истца, имеющего статус лица из числа детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, возникло право внеочередного представления жилого помещения по договору социального найма. Закон Астраханской области о наделении в установленном порядке органа местного самоуправления - администрации г.Астрахани, государственными полномочиями на обеспечение указанной категории лиц жилыми помещениями, не принимался.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обязательстве Правительства Астраханской области предоставления истцу жилого помещения.

       Жилое помещение, в силу ст.57 ЖК РФ, предоставляется по договору социального найма в черте соответствующего населенного пункта общей площадью на одного человека не ниже нормы предоставления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство Астраханской области предоставить Арефкину ФИО6, как сироте, во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не ниже нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в Астраханский облсуд в течение 10 дней.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200