Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 июля 2010 г.Кировский районный суд г.Астрахани в составе: председательствующего судьи Г.К.Шамшутдиновой с участием пом.прокурора Д.Х.Шафигуллиной при секретаре И.В.Яренковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района в интересах Миловой Т.Н. к администрации г.Астрахани о признании постановления незаконным в части, обязательстве восстановления на учете, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Советского района г.Астрахани обратился в суд с иском в интересах Миловой Т.Н., указав, что последняя является вдовой участником ВОВ, зарегистрирована и проживает в <адрес> Согласно сведениям управления по жилищной политике администрации г.Астрахани Милова Т.Н. исключена из очередности на улучшении жилищных условий по мотивам обеспеченности жилой площадью согласно учетной норме. Прокурор просит признать действия администрации г.Астрахани незаконными, обязать отменить постановление администрации г.Астрахани № от ДД.ММ.ГГГГ в части указанного отказа, обязать поставить Милову Т.Н. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании участвующий в деле прокурор Шафигуллина Д.Х. уточнила требования и просила восстановить Милову Т.Н. в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Милова Т.Н. доводы иска поддержала. Представитель администрации г.Астрахани Малыгина О.Б. с доводами иска не согласилась. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно представленным документам, установлено, что Милова Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ состояла в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи супруга Милова А.С.- инвалида ВОВ. ДД.ММ.ГГГГ Милов А.С. умер. В соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующая мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Указ Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предусмотрел необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». Таким образом, указанные нормы законодательства предусматривают в качестве обязательного требования для улучшения жилищных условий- нуждаемость в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ № Милова Т.Н. в составе семьи своего супруга Милова А.С. была исключена из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ. Основанием для принятия указанного решения послужила обеспеченность жилой площадью по норме, превышающей учетную норму площади на человека, установленную законом. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 ст. 56 ЖК РФ). Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий предусмотрен ст. 51 ЖК РФ. Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно и не имеющими иного жилого помещении, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Таким образом, все четыре основания перечислены в ч.1 ст.51 ЖК РФ. В соответствии со ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления На территории МО «Город Астрахань» учетная норма общей площади, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена решением Совета МО «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 11 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. В судебном заседании установлено, что занимаемая Миловой Т.Н. квартира была предоставлена ее супругу в 1984г. (ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи 4 человека: Милов А.С., его супруга и двое детей. В 2002г. семья Миловых решила приватизировать указанную квартиру. Согласно постановлению администрации Советского района от ДД.ММ.ГГГГ № квартира была приватизирована на двоих человек: дочь Миловых и ее сына. Милов А.С. и Милова Т.Н. от участия в приватизации отказались. В соответствии со статьей 19 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» действие положений части 4 статьи 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Следовательно, несмотря на тот факт, что Милова Т.Н. в приватизации указанной квартиры не участвовала, в силу вышеназванной нормы закона, она имеет право бессрочного пользования указанным жилым помещением. Из представленных суду документов видно, что занимаемое Миловой Т.Н. жилое помещение имеет площадь 62,4 кв.м (согласно свидетельству о государственной регистрации права), согласно техническому паспорту общая площадь составляет 59,7 кв.м, на указанной площади зарегистрированы 4 человека. Таким образом, на каждого члена семьи, зарегистрированного и проживающего в квартире приходится общей площади жилого помещения больше учетной нормы, установленной на территории МО «Город Астрахань» Данные обстоятельства (обеспеченность выше учетной нормы) и послужили основанием для принятия оспариваемого постановления. В соответствии со ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 ЖК РФ оснований снятия их с учета, в том числе, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (нуждаемость). Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что основание нуждаемости в улучшении жилищных условий у Миловой Т.Н. отсутствует, в связи с чем администрацией г.Астрахани правомерно было принято решение об исключении из списков очередности. Руководствуясь ст.ст.194,196-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г.Астрахани в интересах Миловой ФИО9 отказать. Решение может быть обжаловано, прокурором принесено представление в астраханский облсуд в течение 10 дней. Судья: