Именем Российской Федерации 21 января 2011 года Кировский районный суд города Астрахани в составе: Председательствующего судьи Гончаровой Ю.С. При секретаре Алихановой А.Ш. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыганов к Военному комиссариату Астраханской области, жилищному управлению администрации г. Астрахани, третьему лицу министерству социального развития и труда Астраханской области об оспаривании действий военного комиссариата и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий У С Т А Н О В И Л: Цыганов обратился в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Астраханской области, жилищному управлению администрации г. Астрахани, третьему лицу министерству социального развития и труда Астраханской области об оспаривании действий военного комиссариата и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, указав в иске, что он майор запаса, участник военных действий в Чечне, ДД.ММ.ГГГГ приказом военного комиссара Астраханской области №-«А» был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно- штатными мероприятиями. При увольнении с военной службы был подан рапорт, что жилой площадью он не обеспечен, согласен на получение жилья как офицер запаса. Во исполнение требований ФЗ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» правительством Российской Федерации было принято постановление «О порядке денежной компенсации ха наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим- гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей». На основании данных документов Цыганов, как офицер запаса, уволенный и не обеспеченный жильем, подал документы в военный комиссариат г. Астрахани для получения денежной компенсации за поднаем жилого помещения. Военный комиссариат Астраханской области производил выплаты истцу и членам его семьи до декабря 2007 года. В январе 2008 года в выплатах ему было отказано без объяснения причин. Согласно ответов на запросы Цыганов стало известно, что постановлением администрации Кировского района г. Астрахани он был поставлен на учет для получения жилой площади по общему списку- 3796 и по списку как участнику ВОВ и других боевых действий - 365 (участник боевых действий в Чечне). В октябре 2010 года истцу стало известно, что он не стоит в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий как офицер запаса и не состоял. Данное нарушение, допущенное Военным комиссариатом Астраханской области, лишает истца права на получение денежной компенсации за поднаем жилого помещения. Данными действиями истцу также был причине моральный вред. В связи с вышеизложенным истец просит восстановить его в очереди на получение жилья как офицера запаса и включить в списки граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку с момента увольнения с военной службы с 1997 года. Взыскать с администрации Кировского района г. Астрахани и военного комиссариата Астраханской области компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, за изготовление архивной справки <данные изъяты> р., расходы на оплату представителя в размере <данные изъяты> рублей, гос. пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Впоследствии от требований к администрации Кировского района истец отказался. Требования были уточнены Цыганов просил постановить его на очередь на получение жилья как офицера запаса и обязать военный комиссариат Астраханской области направить в жилищное управление сведения о включении Цыганов в список военнослужащих, уволенных в запас. Обязать жилищное управление администрации г. Астрахани зарегистрировать и включить Цыганов в сводный список очередности военнослужащих, уволенных в запас и нуждающихся в получении жилья с 1997 года. Остальные требования остались без изменений с учетом исключения из числа ответчиков Администрации Кировского района. Указанные в просительной части суммы просит взыскать с Военного комиссариата Астраханской области. В судебном заседании Цыганов и его адвокат Журавлевич исковые требования поддержали в полном объеме. Дополнительно суду пояснили, что в момент увольнения им был подан рапорт о постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий как офицера запаса, однако документы были утеряны военным комиссариатом <адрес>. В январе 2008 года Цыганов отказали в выплате за поднаем жилого помещения, устно мотивировав это тем, что он не стоит в очереди как офицер запаса, однако истец утверждает, что рапорт о постановке им был подан, просит удовлетворить иск в полном объеме. Представители Военного комиссариата Астраханской области Добрынина, Валиулин в иске просили отказать в полном объеме. Дополнительно суду пояснили, что рапорт о нуждаемости в улучшении жилищных условий Цыганов не подавался, что подтверждает книга учета офицерского состава, уволенных в запас и поставленных на очередь для получения жилой площади. Постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий носила и носит заявительный характер. Однако Цыганов с рапортом о необходимости постановки его на учет в военный комиссариат не обращался. Выплата за поднаем жилья являлась ошибочной. С ДД.ММ.ГГГГ данная выплата прекращена в связи с не предоставлением необходимых документов. Цыганов в связи с выходом Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не смог представить выписку из списка очередников установленного образца, в связи с чем выплаты за поднаем жилья прекратились, поскольку Цыганов не смог доказать, что состоит в списке очередников как офицер запаса. Представитель администрации города Астрахани- ТЫрнова в иске также просила отказать Дополнительно суду пояснила, что в настоящее время Цыганов состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран чеченских событий с 1998 года. Никаких документов о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Цыганов как офицера запаса от военного комиссариата Астраханской области не передавалось. Министерство социального развития и труда Астраханской области, будучи надлежащим образом извещены, в судебное заседание не явились. Ранее в суд поступил отзыв, согласно которому согласно списка очередности, представленного органами местного самоуправления, Цыганов состоит в очереди на получение жилой площади с 1998 года и переведен из общей очереди в льготную очередь, то есть ему предоставлено право на первоочередное улучшение жилищных условий в порядке установленном действующим законодательством не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Мера социальной поддержки истцу будет предоставлена по мере очередности. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства. В силу ст. 167 ГПК РФ суд решил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав явившиеся лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием Согласно пункту 6 статьи 15 Закона РФ от 22 января 1993 года "О статусе военнослужащих", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади. По смыслу вышеуказанной нормы закона, действовавшей в тот период, перед увольнением военнослужащего с военной службы командованием части должны быть проверены жилищные условия военнослужащего (принадлежность жилья к тому или иному виду жилищного фонда, обеспеченность жилой площадью на одного человека и т.д.) на основании предоставленных им документов (выписок из домовой книги, копий лицевых счетов, документов о проверке жилищных условий и др.). На практике такие мероприятия целесообразно проводить в ходе предварительных бесед о предстоящем увольнении с военной службы, на которых необходимо выяснять и вопросы об обеспеченности увольняемого военнослужащего жилой площадью. Если военнослужащий, увольняемый с военной службы в ходе предшествующих увольнению мероприятий заявит о желании уволиться без предоставления жилой площади за счет федерального органа исполнительной власти, в котором проходит военную службу, он подлежит увольнению с военной службы, так как Законом предусмотрены различные способы обеспечения военнослужащих жильем кроме получения его от военного ведомства. Выбор в данном случае зависит от волеизъявления самого военнослужащего. Таким образом, увольнение с военной службы военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями, без их предоставления возможно, только с их согласия и с оставлением в списках на получение жилья (улучшение жилищных условий) по последнему месту жительства. По сложившейся практике военнослужащие прикладывают к рапорту в жилищную комиссию также справки о составе семьи, справки об отсутствии у них жилья в данном населённом пункте, копии своего паспорта и паспортов членов своей семьи с отметками о регистрации по месту жительства. Целесообразность истребования этих документов жилищной комиссией бесспорна, поскольку именно с помощью этих документов комиссия сможет принять правильное и законное решение о признании военнослужащего нуждающимся в получении жилья либо об отказе в таком признании. Данная практика сложилась и на момент увольнения Цыганов с военной службы. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ приказом военного комиссара Астраханской области Цыганов был уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Согласно доводам Цыганов им был написан отдельный рапорт на имя командования, согласно которому он просил поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как офицера запаса с предоставлением всех необходимых запрашиваемых военным комиссариатом документов для соответствующих проверок. Однако доказательств данному доводу суду представлено не было. Военным комиссариатом Астраханской области была представлена книга учета офицерского состава, уволенных в запас и поставленных на очередь для получения жилой площади с 1986 года. Цыганов в данной книге учета не зарегистрирован. Соответственно, командование не ходатайствовало о постановке его на учет по данному основанию в момент увольнения, что подтвердили и представители военного комиссариата Астраханской области. То есть, доказательства, подтверждающие соблюдение процедуры постановки на учет как военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы, уволенного с военной службы в запас Цыганов представлены в судебное заседания не были. Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в: получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном» месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, определено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета.. признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные в том еле по состоянию здоровья (п.6). Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел (п.7). Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей в год. увольнения с военной службы по состоянию здоровья. Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в; пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению (п.9). Судом установлено, не оспаривалось Цыганов и подтверждается учетным делом, что с 1998 года Цыганов был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку участников ликвидации вооруженных конфликтов в Чеченской Республике на основании справки объединенного штаба временных объединенных сил РФ на территории Чеченской республики № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, судом установлено, что Цыганов был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и в общегородском списке на 2010 год имеет очередность за №. Таким образом, Цыганов выразил свою волю, обратившись с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося как участника Чеченских событий. В ходе судебного заседания, а также в своем исковом заявлении истец ссылался на тот факт, что ему до декабря 2007 года военным комиссариатом Астраханской области осуществлялась выплата за поднаем жилого помещения, однако такая выплата осуществляется лишь тем, кто был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как офицер запаса. Между тем, суд полагает данную ссылку несостоятельной по следующим основаниям. Судом установлено и не отрицалось истцом, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему производилась выплата денежной компенсации за поднаем жилья. За 2005 год -<данные изъяты> рублей; за 2006 год-<данные изъяты> рублей; за 2007 год- <данные изъяты> рублей. Всего- <данные изъяты> рублей. С ДД.ММ.ГГГГ Цыганов была прекращена выплата компенсации за поднаем жилья в связи с непредоставлением требуемых документов. В соответствии с Приказом МО РФ от 16.06.2005 № 235 и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за поднаем жилья военнослужащим, уволенным с военной службы» одним из основных документов, прилагаемых к заявлению является выписка из списка очередников, установленного образца, которая заверяется подписью и печатью руководителя организации, уполномоченной органом государственной власти субъекта РФ. Данную справку истец представить не смог, поскольку в очереди как офицер запаса не состоит. Данный факт также не оспаривался истцом, поскольку он предъявляет требования о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как офицера запаса. В связи с этим суд полагает возможным принять во внимание доводы представителя военного комиссариата об ошибочности осуществления выплат Цыганов денежной компенсации по данному основанию. Таким образом, суд полагает, что действиями военного комиссариата истцу не причинены морально-нравственные страдания и его требования о взыскании с данного ответчика компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат. Поскольку суд не усматривает в действиях военного комиссариата Астраханской области действий, не соответствующих закону, остальные требования о взыскании судебных расходов и расходов на услуги представителя также не подлежат удовлетворению. С учетом всех представленных доказательств, суд полагает, что требования Цыганов не подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л : В иске Цыганов отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Астраханский Областной суд в течение 10 дней. Судья:
военнослужащих осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ,
Федеральным законом «О статусе военнослужащих», а также
включает в себя другие законодательные и иные нормативные правовые акты, в
том числе и ведомственные.