РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 января 2011 года г. Астрахань Кировский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Мелиховой Н.В., при секретаре Ажгалиевой А.Х. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Мельникова А.А. на решение Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> о постановке на профилактический учет, У С Т А Н О В И Л: Мельникова А.А. обратился в суд с жалобой на действия должностных лиц Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> (далее ФБУ ИЗ-30/1 УФСИН России по <адрес>), указав, что на основании приговора Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он осужден по № УК РФ к семи годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. С ДД.ММ.ГГГГ он отбывает наказание в <адрес> <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был переведен в <адрес> по <адрес> для участия в следственных действиях. В этот период он был поставлен администрацией учреждения на профилактический учет. Однако это было сделано с нарушением требований Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В частности мотивированный рапорт на имя начальника учреждения не составлялся, всесторонняя проверка по нему не проводилась, материалы, характеризующие его не собирались, административная комиссия с его присутствием не проводилась, его объяснения не заслушивались. После поступления в <адрес> он был автоматически поставлен на профилактический учет. Указанные действия <адрес> <адрес> нарушают его права, поскольку постановка на профилактический учет будет препятствовать положительному решению вопроса о его условно-досрочном освобождении. В связи с этим он был вынужден обратиться в суд и просит признать решение комиссии ФБУ ИЗ-30/1 УФСИН России по <адрес> о постановке на профилактический учет незаконным. В последующем Мельникова А.А. уточнил заявленные требования и просил суд обязать ФБУ ИЗ-30/1 УФСИН России по <адрес> устранить в полном объеме нарушение его прав и свобод. В судебном заседании представитель Мельникова А.А. по доверенности Тарасова Ю.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в жалобе и дополнениях к ней, просила их удовлетворить. Представитель ФБУ ИЗ-30/1 УФСИН России по <адрес> Расщепкина И.А. с доводами жалобы не согласилась по основаниям, указанным в письменных возражениях, просила в их удовлетворении отказать. Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ФБУ ИК-10 УФСИН России по <адрес>. Представитель указанного заинтересованного лица Мурадова Н.А. с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что при отбытии наказания в их учреждении Мельникова А.А. также неоднократно высказывал угрозы в адрес сотрудников учреждения, и постановка его на профилактический учет была законной и обоснованной. Просила в удовлетворении жалобы отказать. Суд, выслушав стороны, опросив свидетелей, исследовав материалы дела и личное дело осужденного Мельникова А.А., заслушав судебные прения, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В соответствии с требованиями ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии с требованиями п. 2 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", утвержденной Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 333 (далее Инструкция) профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение обстоятельств, способствующих их совершению, а также установление лиц, от которых с наибольшей вероятностью следует ожидать совершения правонарушений, и оказание на них корректирующего воздействия. Деятельность по профилактике правонарушений проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Минюста России. Согласно п. 3 Инструкции основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы специальных мероприятий, направленных на предупреждение (предотвращение и пресечение) противоправных действий. Деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью не допустить реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное преступление (на стадии покушения). Работа по предупреждению правонарушений направлена на нейтрализацию или ликвидацию причин и условий, способствующих их совершению, с использованием мер воздействия на определенные факторы и лиц с устойчивым противоправным поведением. В силу п.4 Инструкции профилактика правонарушений обеспечивается путем надежной охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в точном соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воспитательного воздействия (индивидуальная профилактика). Основанием для постановки осужденного (подозреваемого и обвиняемого) на профилактический учет являются достоверные и проверенные сведения о его приготовлении совершить правонарушение либо отрицательная характеристика до осуждения или в период пребывания в следственном изоляторе, карантинном помещении (п.8 Инструкции). В соответствии с п. 23 Инструкции на профилактический учет берутся осужденные (подозреваемые и обвиняемые): - склонные к нападению на представителей администрации; - на профилактический учет могут ставиться и другие категории лиц, отрицательно влияющих на состояние правопорядка в учреждении УИС. Исходя из требований п.п. 25 - 37 Инструкции инициатором постановки на профилактический учет может быть любой работник или сотрудник учреждения УИС, контактирующий с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми) в сфере уголовно-исполнительных отношений. Работник или сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах осужденного (подозреваемого и обвиняемого) на подготовку к совершению противоправных действий или оснований, указанных в п. 40 настоящей Инструкции, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС. Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам на их полную и всестороннюю проверку. Оперативные сотрудники в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки принято решение о нецелесообразности постановки (снятия) лица на профилактический учет, то на рапорте выводится мотивированная справка с причинами и рекомендациями о дальнейшей работе с этим осужденным (подозреваемым и обвиняемым). Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен этот осужденный (подозреваемый и обвиняемый), приступает к подготовке соответствующего материала для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения осужденного (подозреваемого и обвиняемого) и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебного расследования по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие данное лицо) и предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС. Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии и учреждения УИС. На заседании комиссии в присутствии осужденного (подозреваемого и обвиняемого) заслушиваются начальник отряда (воспитатель), работник или сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет, и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются объяснения самого осужденного (подозреваемого и обвиняемого). По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии в обязательном порядке фиксируется в протоколе, утвержденном начальником учреждения УИС и подписанном членами комиссии. В случае постановки конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется наиболее профессионально подготовленный сотрудник учреждения УИС, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим осужденным (подозреваемым и обвиняемым). При поступлении в исправительную колонию осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки подучетных лиц, такие осужденные автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках. Судом установлено, что на основании приговора Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу Мельникова А.А. осужден по ч.4 ст. 159 УК РФ к семи годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. С ДД.ММ.ГГГГ он отбывает наказание в ФБУ ИК-10 УФСИН России по <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Мельникова А.А. был переведен в ФБУ ИЗ-30/1 УФСИН России по <адрес> для участия в следственных действиях. В этот период он был поставлен администрацией учреждения на профилактический учет. Причиной этому послужил рапорт сотрудника ОСУ прапорщика внутренней службы Ж.В. от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым ДД.ММ.ГГГГ при ознакомлении Мельникова А.А. с следственными и судебными документами, последний стал высказываться в адрес администрации, а именно в адрес начальника ФБУ ИЗ-30/1 УФСИН России по <адрес> И.А. нецензурной бранью и угрозой расправы. Тот факт, что Мельникова А.А. был ознакомлен с рядом документов ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается сопроводительными письмами с подписью Мельникова А.А. об ознакомлении и его пометками на данных документах. Исходя из пояснений Ж.В., опрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля, в её присутствии при ознакомлении с сопроводительными письмами Мельникова А.А. стал высказывать угрозы в адрес руководителя учреждения, ругался нецензурной бранью, о чем она составила рапорт, подав его в приемную руководителя. В последующем по её рапорту проводилась проверка и заседание административной комиссии, на которой присутствовал руководитель, его заместители. Также на заседание административной комиссии был доставлен Мельникова А.А., которому пояснили, в связи с чем его вызвали, дали возможность дать объяснения. Что именно он говорил, она не помнит, но факт высказывания угроз и оскорблений в адрес руководителя учреждения не оспаривал. Тот факт, что по рапорту Ж.В. в соответствии с требованиями Инструкции проводилась проверка, а в последующем и заседание административной комиссии с участием Мельникова А.А. подтвердили в судебном заседании свидетели Ш.Н., Н.Б.. Оснований давать критическую оценку показаниям данных свидетелей у суда нет оснований, поскольку они также согласуются с представленными письменными документами, в частности протоколом заседания административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №. Доводы представителя заявителя о том, что в протоколе не отражено присутствие на заседании административной комиссии Мельникова А.А. и его пояснения, в связи с чем к показаниям свидетелей следует отнестись критически, не могут быть приняты во внимание, поскольку, исходя из пояснений представителя ФБУ ИЗ-30/1 УФСИН России по <адрес> и содержания протокола, в нем отражены лишь основные моменты рассмотрения каждого вопроса. Иные доводы представителя заявителя также не являются основанием для отмены решения ФБУ ИЗ-30/1 УФСИН России по <адрес> о постановке Мельникова А.А. на профилактический учет. Таким образом, факт нарушения прав Мельникова А.А. не нашел своего подтверждения в судебном заседании и в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления Мельникова А.А. на решение Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> о постановке на профилактический учет отказать. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней. Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ Судья: подпись Копия верна: Судья Н.В. Мелихова Секретарь