решение по иску Афонина В.С. в ФГУ Астраханская КЭЧ района о взыскании соцциальной выплаты



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2011 года

Кировский районный суд г.Астрахани в составе:

Судьи Кольцовой В.В.

При секретаре Джумаковой А.К.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афонина В.С. к ФГУ Астраханской КЭЧ района, Министерству обороны РФ, Министерству финансов РФ, Инженерно-техническому Управлению Военно-Воздушных Сил Министерства обороны РФ о взыскании социальной выплаты.

    У С Т А Н О В И Л:

     Афонин В.С. обратился в суд с иском к ФГУ Астраханской КЭЧ района, Министерству обороны РФ, Министерству финансов РФ, Инженерно-техническому Управлению Военно-Воздушных Сил Министерства обороны РФ о взыскании социальной выплаты, указав, что проживает и постоянно зарегистрирован в закрытом военном городке по адресу <адрес>. В <данные изъяты> году уволился из воинской части и утратил связь с вооружёнными силами РФ. Проживать на его территории не имеет права.

В связи с тем, что он не был выселен с территории закрытого военного городка в порядке, установленном законом, не имеет иного жилого помещения, он в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан", принятой программой «Жилище», срок действия которой был установлен с 2002 по 2010 год обратился с заявлением о предоставлении ему государственного жилищного сертификата.

В соответствии с этими нормами ему должна быть в указанный период предоставлена социальная выплата в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности. Средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации определяется в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти применительно к каждому субъекту Российской Федерации и установлена по Астраханской области в размере 26450 руб.

Приказом Министерства регионального развития РФ №79 от 25 марта 2009 года «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2009 года» установлена рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья, подлежащая применению федеральными органами исполнительной власти для расчета социальных выплат за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений. Для Астраханской области стоимость составляет 26 450 рублей за один квадратный метр общей площади жилья.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты для одиноко проживающего гражданина устанавливается в размере 33 кв. м. (пункт 16 Правил реализации ГЖС).

Итого, социальная выплата на приобретение жилья, положенная Афонину В. С. в соответствии с действующим законодательством, составляет 872 850 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ руководитель войсковой части направил в адрес Начальника Астраханской КЭЧ района документы истца для постановки на учет нуждающегося в жилой площади и для включения в список на участие в Подпрограмме ГЖС

В <данные изъяты> года ему сообщили из Астраханской КЭЧ района, что он включен за в раздел - граждане - участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков, в сводный список граждан - получателей ГЖС 2009 г. по Астраханской КЭЧ района. КЭЧ района сообщает, что список граждан-получателей ГЖС по Астраханской КЭЧ района направлен в в/ч (<адрес>).

ДД.ММ.ГГГГ Афонин В. С. обратился в в/ч с заявлением, в котором просил сообщить сроки выдачи ГЖС.

Инженерно-техническое Управление военно-воздушных сил ответило на его заявление сообщило, что список получателя ГЖС на имя Афонина В. С. не поступал.

Таким образом его право на жилище было нарушено незаконными действиями государственных органов, чем причинен материальный вред в размере стоимости Государственного Жилищного Сертификата, положенного уволившемуся офицеру взамен квартиры в закрытом военном городке.

При обычных условиях, подав документы на ГЖС в 2009 году, должен получить Сертификат в 2010 году на сумму 872850 рублей, в связи с чем и просит взыскать эту сумму.

В судебном заседании Афонин В.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что государственные жилищные сертификаты выпускались в ходе выполнения целевой программы «Жилище» и могли быть приняты строительными организациями только в период действия этой программы, как платежный документ. Поскольку на момент рассмотрения спора судом действие этой программы закончилось, иным способом, кроме как получить денежную сумму, эквивалентную рыночной стоимости жилой площади, которой он должен быть обеспечен как военнослужащий, он не имеет, просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель Астраханской КЭЧ района, Семин С.К. исковые требования не признал и суду показал, что ими не отрицается наличие у Афонина В.С. права на получение государственного жилищного сертификата, на основании списков, поданных войсковой часть по месту службы Афонина В.С., послдений был включен в сводный список и его данные отправлены в Инженерно-техническое Управление Военно-Воздушных Сил ( войсковая часть которые по регламенту и занимаются обеспечением военнослужащих и членов их семей ГСЖ. Государственные жилищные сертификаты не были выданы отдельным лицам, в том числе и Афонину В.С. из-за недостаточности финансирования. Полагает, что со своей стороны Астраханская КЭЧ района не допустила нарушения прав Афонина В.С.

Министерства финансов РФ, Министерство обороны РФ о слушании дела извещалось надлежаще, представитель в судебное заседание не явился, возражений на иск суду не представлено, в связи с чем, в силу ст. 167 ГПК РФ, суд принял решение о возможности рассмотрения спора в отсутствие представителей ответчиков.

Инженерно-техническое Управление ВВС Министерства обороны РФ (в/ч ) также надлежаще извещено о слушании дела, просили рассмотреть спор в их отсутствие.

В представленном суду отзыве на иск указал, что в 2009-2010 годах средства для переселения граждан из закрытых военных городков Военно-воздушным силам не выделялись, поэтому оснований для включения истца в список получателей сертификатов и, соответственно, оформления ГЖС не имелось. Также в отзыве на иск указано, что нормативные акты, регламентирующие порядок формирования списков на период 2011-2015 годы, до настоящего времени не приняты.

     Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

     В судебном заседании было установлено, что Афонин В. С. уволился из Вооруженных сил РФ в ДД.ММ.ГГГГ. В период военной службы ему было предоставлено жилье - однокомнатная квартира в закрытом военном городке (<адрес>).

     Из протокола заседания жилищной комиссии в/ч от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что комиссией Афонин В. С. поставлен на очередь в категорию бесквартирных, нуждающихся в жилой площади для постоянного проживания в <адрес> и включен в список кандидатов на участие в подпрограмме «Государственные Жилищные Сертификаты».

     При этом Афонин В.С. пояснил, что в период военной службы ему была предоставлена квартира в закрытом военном городке. После увольнения из рядов Вооруженных сил РФ истец не был отселен из военного городка, а продолжает там проживать. Иного жилья не имеет. Для реализации своего права на жилище, истец обратился в воинскую часть с соответствующим рапортом ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ). К рапорту истец приложил документы, перечень которых определен пунктом 19 Правил реализации ГЖС.

      Из письма от ДД.ММ.ГГГГ руководителя войсковой части судом установлено, что документы Афонина В. С. направлены в адрес Начальника Астраханской КЭЧ района для постановки на учет нуждающегося в жилой площади и для включения в список на участие в Подпрограмме ГЖС (вх. от ДД.ММ.ГГГГ)

     Стороны суду пояснили, что ответчик Астраханская КЭЧ района включила истца за в раздел - граждане - участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков, в сводный список граждан - получателей ГЖС 2009 г. по Астраханской КЭЧ района.

    Из письма исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к выводу, что в Инженерно-техническое Управление ВВС Министерства обороны РФ (в/ч список получателя ГЖС на имя Афонина В. С. не поступал, в связи с чем последний и не был включен в список на получение ГЖС.

      Рассматривая период возникновения у Афонина В.С. права на обеспечения жильем после увольнения из Вооруженных Сил РФ, суд исходит из того, что жилищные правоотношения в период увольнения Афонина В. С. с военной службы регулировались Жилищным Кодексом РСФСР и Основами жилищного законодательства Союза ССР.

       В соответствии с положениями ст. 94 ЖК РСФСР, офицеры, уволенные с действительной военной службы в запас, подлежали выселению из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В таком же порядке отселяются с территории военных городков все лица, утратившие связь с Вооруженными силами РФ (ч. 2 ст. 37 Основ жилищного законодательства Союза ССР).

      ЖК РСФСР утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ». Положения статей 5 и 13 указанного закона не отменили, но, подтвердили право Афонина В. С. на предоставление ему другого благоустроенного жилого помещения взамен того, которое он занимал в закрытом военном городке.

Действующее жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти условий для осуществления гражданами права на жилище. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.

    Таким образом, судом установлено, что Афонин В.С. являясь военнослужащим, уволенным с военной службы, и нуждающимся в улучшении жилищных условий, в период с ДД.ММ.ГГГГ года, с момента увольнения и обязанности отселения из закрытого военного городка, и по 2010 года не был обеспечен жильем.

     В соответствии со ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76 "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) предусмотрено п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

       Согласно Указа Президента РФ от 30 сентября 1997 года ( в редакции от 22.07.2002 № 770, от 09.07.2007 № 861) в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащий и некоторых других категория граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и правительство Российской Федерации обязано было обеспечить в 1997 году выпуск государственных жилищных сертификатов для военнослужащих.

Для обеспечения указанной социальной гарантии принята Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с Правилами выпуска и реализации ГЖС, право на их получение имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. (п. 5 «б» Правил).

      С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что государство взяло на себя обязательства по обеспечению военнослужащих, уволенных с военной службы, жильем, и эти обязательства в разумные сроки не были исполнены, не смотря на обращение Афонина В.С. за получением государственного жилищного сертификата.

     Период действия государственной программы, по которой Афонин В.С. пытался реализовать свое право на обеспечение жильем, прекратился, суд приходит к выводу, что обязательства перед ним не были исполнены.

     В судебном заседании установлено также, что стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в Астраханской области составляет 26 450 рублей, что установлено Приказом Министерства регионального развития РФ №79 от 25 марта 2009 года «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2009 года». Указанная рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья подлежит применению федеральными органами исполнительной власти для расчета социальных выплат за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений.

     Указанная стоимость жилья, как и норма жилого помещения, по которой Афонин В.С. должен быть обеспечен в судебном заседании не оспорена. Исходя из необходимости обеспечения Афонина В.С. жилым помещением площадью 33 кв.м. исходя из состава семьи 1 человек, социальная выплата составляет 872 850 руб.

      С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Афонина В.С. следует удовлетворить.

Суд, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ,

    Р Е Ш И Л:

Взыскать с казны Российской Федерации в пользу Афонина ФИО6 социальную выплату в размере 872 850 руб.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение 10 суток.

    Полный текст решения изготовлен 4 февраля 2011 года

         Судья        В.В.Кольцова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200