требование об обжаловании действий УФМС по АО



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 февраля 2011г. Кировский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи Г.К.Шамшутдиновой

при секретаре Д.В.Максимове,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Эргашева А.Э. об оспаривании решения УФМС по Астраханской области,

У С Т А Н О В И Л:

Эргашев А.Э. обратился в суд с заявлением, указав, что 03.12.2010 УМФС по Астраханской области принято решение об отказе в признании его беженцем, как лицу, не соответствующему критериям, определяющим понятие «беженец» ( п.п.1 п.1 ст.1 ФЗ «О беженцах»).

Заявитель просит признать незаконным данное решение и обязать миграционную службу рассмотреть повторно его ходатайство.

В судебном заседании заявитель и его представитель Зенин В.А. доводы заявления поддержали.

Представители УФМС по Астраханской области Дорожкина Н.Н., Тиюбаев К.И. с доводами заявления не согласились.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Так, Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28.07.1951), которая вступила в силу для России 01.02.1993, в статье 1 дала определение понятия «беженец». В указанной Конвенции под термином «беженец» подразумевается лицо, которое в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Конвенция 1951 г. распространяется только на тех лиц, которые стали беженцами в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года. Пунктом 2 статьи 1 Протокола, касающегося статуса беженцев (Нью-Йорк, 31.01.1967) были внесены изменения в определение понятия «беженец». Исходя из смысла указанного Протокола под термином «беженец» имеется в виду любое лицо, подпадающее под определение статьи 1 Конвенции о статусе беженцев с опущением в статье 1 «А»(2) этой Конвенции слов «в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года...» и слов «...в результате подобных событий». Россия присоединилась к данному Протоколу 02.02.1993.

Правовое положение вынужденных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, определяется принятым в развитие указанных норм международного права Федеральным законом «О беженцах».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О беженцах», беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Как установлено судом, 06.09.2010 Эргашев А.Э. обратился в УФМС России по Астраханской области с письменным ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации. Свое ходатайство Эргашев А.Э. обосновал опасениями в случае возвращения в Кыргызскую Республику подвергнуться преследованиям из-за межнациональной розни.

06.09.2010 решением УФМС России по Астраханской области ходатайство Эргашева А.Э. о признании беженцем на территории Российской Федерации было принято к рассмотрению по существу.

В соответствии с п. 3 ст. 3 ФЗ «О беженцах» установлено, что решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.

<данные изъяты>

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 указанного Закона лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, не зависящих от данного лица и препятствующих его своевременному обращению с ходатайством, срок обращения может превышать одни сутки, но не более чем на период действия возникших обстоятельств.

Принимая во внимание сообщенные заявителям факты незаконного пересечения границы Российской Федерации, заявитель в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Закона, обратился с ходатайством о признании беженцем спустя 7 месяцев 10 дней после незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации-26.01.2010.

Как указал заявитель (п.48 анкеты), причиной, по которой он не может вернуться в Кыргызскую Республику, является то, что он не хочет возвращаться на родину в связи с тем, что его гражданская жена и дети являются гражданами Российской Федерации. Он хочет жить вместе с ними и получить гражданство Российской Федерации.

В <данные изъяты>

При анкетировании и собеседовании Эргашев А.Э. сообщил, что не желает возвращаться на родину ни при каких обстоятельства в связи с тем, что в России живет его семья, он хочет получить Российское гражданство и трудоустроиться, что не является подтверждением наличия обоснованных опасений стать жертвой преследований по обстоятельствам, предусмотренных понятием «беженец».

Как утверждает заявитель(п. 50 анкеты) он не знает, существует ли реальная угроза его безопасности в случае возвращения на родину.

Анализ сведений, сообщенных заявителем, показывает, что в политических, религиозных, военных, общественных организациях не состоял (п. 44 анкеты), власти страны гражданской принадлежности заявителя не разыскивают, в инциденты с применением физического насилия он не вовлекался. На территории Кыргызской Республики уголовному преследованию не подвергался, судим тоже не был.

В стране своей гражданской принадлежности ни он, ни члены его семьи не преследовались по каким - либо признакам, ни по признаку этнической принадлежности, расы, вероисповеданию, гражданству, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Факты, свидетельствующие о наличии каких-либо преследованиях его на территории Кыргызской Республики он не сообщил.

Заявитель уверен, что получит разрешение властей Кыргызской Республики на свое возвращение (п. 49 анкеты).Против властей Кыргызстана не выступал,политикой не интересуется.

Таким образом, реальной угрозы жизни или свободе заявителя в случае возвращения в Кыргызскую Республику не существует.

Эргашев А.Э. при анкетировании и собеседованиях в качестве объяснения причин, по которым он не может или не желает вернуться в государство своей гражданской принадлежности, а также по которым он обратился с ходатайством о предоставлении статуса беженца на территории РФ, ссылается на обстоятельства и события, которые носят исключительно экономический характер, например желание трудоустроиться на территории Российской Федерации и получить гражданство России.

Определяя понятие «беженец», как Женевская конвенция о статусе беженцев, так и Федеральный закон «О беженцах» говорят о лице, которое имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований. При этом, понятие «преследования» включает в себя: причины нахождения лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, вне страны своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства); интересы - желание быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах»; меры, которые затрагивают интересы групп или отдельных лиц либо бывают направлены против них вследствие их расовой принадлежности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к конкретной социальной группе или их политических убеждений.

Преследования имеют место, когда данные меры наносят вред интересам, неприкосновенности и достоинству человека настолько, что это считается недопустимым по действующим международным нормам или по стандартам, существующим в Российской Федерации.

Однако, фактов преследования и арестов по национальному признаку в отношении заявителя не установлено.

Оценивая доводы заявителя и его представителя, суд исходит из смысла п. 66 Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев, в соответствии с которым, для того, чтобы считаться беженцем, лицо должно предъявить свидетельство вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований. Кроме того, дискриминация может перерасти в преследование, когда она приводит к лишению возможности выполнять работу по определенным профессиям, получать образование, либо к иным ограничениям свобод, традиционно гарантируемых в демократическом обществе.

Поскольку ни УФМС по Астраханской области, ни суду свидетельств дискриминации, равносильной преследованиям, не представлено, доводы заявителя в этой части не могут быть приняты во внимание.

В силу п. 2 ст. 2 ФЗ «О беженцах», этот Закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как указывает заявитель, причиной, из-за которой он покинул государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) являются массовые беспорядки в Кыргызской республике, межнациональные столкновения, нестабильная обстановка.

Указанные причины не дают оснований для признания иностранных граждан и лиц без гражданства беженцами.

На основании опросного листа, анкеты и других документов не было добыто данных о политической деятельности заявителя на территории Кыргызской Республики, фактов преследования представителями власти этой страны, как заявителя, так и его родственников.

Исходя из смысла п. 164 Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев (доклад 28-й сессии: документ ООН А/АС.96/549 (1977 г.) лица, вынужденные покинуть страну своего происхождения в результате внутренних вооруженных конфликтов обычно не рассматриваются как беженцы.

Допрошенный по ходатайству заявителя свидетель Дадабаев А.А.- представитель Министерства труда и занятости Кыргызской Республики в Астраханской области пояснил, что у Эргашева А.Э. имеется реальная возможность для возврата на родину без опасения каких-либо преследований.

Что касается доводов заявления о нарушении УФМС «принципа единства, воссоединения семьи», то исполнительный комитет Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Заключении по вопросу воссоединения семей N 24 (XXXII) - 1981 г. (доклад 32-й сессии: документ ООН А/АС.96/601, п. 57 (4), говоря о применении принципа единства семей при рассмотрении ходатайств, рекомендовал миграционным службам прилагать все усилия для обеспечения воссоединения разрозненных семей беженцев. При этом, исходя из смысла п. 8 указанного Заключения, близким членам семьи, присоединяющимся к беженцу, должны предоставляться тот же правовой статус и те же льготы, что и главе семьи признанного беженцем.

В силу п. 184 Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженец, если глава семьи отвечает критериям, установленным в определении понятия беженец, члены семьи, находящиеся на его попечении, согласно принципу единства семьи, также получают статус беженца.

Исходя из изложенного, в отношении Эргашева А.Э. не может применяться данный принцип, поскольку ни о каких членах семьи, которые претендуют на тот же статус беженца, заявитель не сообщал.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 6 Закона «О беженцах» лицо, получившее свидетельство,обязано сообщать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции либо в его территориальный орган достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данного лица беженцем.

Эргашев Э.А. в п.20 анкеты сообщил, что уголовному преследованию никогда не подвергался.

<данные изъяты>

Таким образом, судом установлено, что у территориального органа миграционной службы были все основания для отказа заявителю в признании беженцем на территории Российской Федерации.

Социально - экономические причины: определенная нестабильность обстановки в данном регионе, слаборазвитая экономика, желание заявителя жить в иных условиях, не предусматривает эти причины в качестве достаточных оснований для предоставления заявителю статуса беженца.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст.ст.194,196-198, 258, 403 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Эргашева ФИО10 об оспаривании решения Управления ФМС по Астраханской области от 03.12.2010 отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский облсуд в течение 10 дней.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200