РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 февраля 2011 г г. Астрахань Кировский районный суд города Астрахани в составе: председательствующего судьи Мелиховой Н.В. при секретаре Мусагалиевой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Наримановского района Астраханской области к обществу с ограниченной ответственностью «ЭЛИТПРОМ» о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Наримановского района Астраханской области обратился в суд с иском, указав, что ответчиком ООО «ЭЛИТПРОМ» на производственной базе, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> осуществляется деятельность, в том числе по производству асфальтопековых и битумных (асфальтовых и битумных пластмасс). В целях осуществления деятельности ответчиком эксплуатируются стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: асфальтобетонный завод ДЗ-508, емкости для трансформаторных масел, емкости для хранения битума, без соответствующего разрешения. Кроме того, ответчиком не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не осуществляется учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, не разработан проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Таким образом, деятельность ответчика не соответствует требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха, что влечет за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В связи с этим он был вынужден обратиться в суд и просит обязать ответчика приостановить деятельность по эксплуатации следующих объектов, являющихся источниками выброса вредных веществ в атмосферу: асфальтобетонного завода ДЗ-508, емкостей для трансформаторных масел, емкостей для хранения битума до оформления разрешительной документации на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Жучкова А.А., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Хасанов Х.А. исковые требования признал, пояснив, что в настоящее время у их организации разрешительная документация на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствует, но предпринимаются меры для её оформления. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, заслушав судебные прения, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. В соответствии с требованиями ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет принципы осуществления юридическими и физическими лицами хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду. К ник, относится соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной деятельности, запрещение хозяйственной деятельности и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. Статья 16 указанного Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относит выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ. В силу ст. ст. 11, 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы. В соответствии со ст.ст. 14, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и др. Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что ООО «ЭЛИТПРОМ» на производственной базе, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> осуществляется деятельность, в том числе по производству асфальтопековых и битумных (асфальтовых и битумных) пластмасс. В целях осуществления деятельности ответчиком ООО «ЭЛИТПРОМ» эксплуатируются стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: асфальтобетонный завод ДЗ-508, емкости для трансформаторных масел, емкости для хранения битума, без соответствующего разрешения. Кроме того, ООО «ЭЛИТПРОМ» не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не осуществляется учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, не разработан проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении ООО «ЭЛИТПРОМ» и его руководителя Хасанова Х.А.. Кроме того, представитель ответчика Хасанов Х.А. в судебном заседании эти обстоятельства не оспаривал. Таким образом, судом установлено, что деятельность ООО «ЭЛИТПРОМ» не соответствует требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха, что влечет за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с требованиями ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. В силу ст. 1065 ГК РФ если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда. Поскольку судом установлено, что деятельность ООО «ЭЛИТПРОМ» по эксплуатации объектов, являющихся источниками выброса вредных веществ в атмосферу: асфальтобетонного завода ДЗ-508; емкостей для трансформаторных масел; емкостей для хранения битума, расположенных по адресу: <адрес>, 30 «В» осуществляется в отсутствие соответствующего разрешения. При этом инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена, не осуществлен учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух не разработан. Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что данная деятельность нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц и может повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан и полагает возможным удовлетворить заявленные требования, приостановив деятельность общества по эксплуатации перечисленных объектов до оформления разрешительной документации на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Данное приостановление деятельности не будет противоречить общественным интересам. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. Приостановить деятельность общества с ограниченной ответственностью «ЭЛИТПРОМ» по эксплуатации объектов, являющихся источниками выброса вредных веществ в атмосферу: асфальтобетонного завода ДЗ-508; емкости для трансформаторных масел; емкости для хранения битума, расположенных по адресу: <адрес>, 30 «В», до оформления разрешительной документации на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней. Полный текст решения изготовлен 11.02.2011. Судья: подпись Копия верна: Судья Н.В. Мелихова Секретарь