Решение по заявлению прокурора Ленинского района к администрации Ленинского района об оспаривании бездействия.



                            Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

18 февраля 2011 года Кировский районный суд города Астрахани в составе:

Председательствующего судьи Бутыриной О.П.

При секретаре Чумаковой В.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Астрахани, администрации Ленинского района г.Астрахани, Комитету по ЖКХ администрации г.Астрахани об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды

                          У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г.Астрахани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия администрации города Астрахани и администрации Ленинского района города Астрахани в части устранения нарушений законодательства об охране окружающей среды, обязании произвести зачистку территории от нефтепродуктов на территории, прилегающей к жилым домам по <адрес> по ул.<адрес> д. по ул.<адрес>.Астрахани, МДОУ «Детский сад компенсирующего вида расположенного по ул.<адрес> и МДОУ «Детский сад комбинированного вида расположенного по адресу по ул.<адрес> г.Астрахани, указав в обоснование своих доводов, что прокуратурой района по обращению депутата Государственной Думы Астраханской области Сычева С.Д. была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства об охране окружающей среды. В ходе проверки были выявлены грубые нарушения требований указанного законодательства, допускаемые ответчиками: земельный участок, прилегающий к жилым домам по ул.<адрес> по ул.<адрес>, д. по ул.<адрес> г.Астрахани, МДОУ «Детский сад компенсирующего вида расположенного по ул.<адрес> и МДОУ «Детский сад комбинированного вида », расположенного по адресу по ул.Ботвина, 12а г.Астрахани, загрязнен отходами битума и иными нефтепродуктами. По данному факту жители указанных домов на протяжении нескольких лет обращаются с заявлениями об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, однако никаких мер со стороны органов местного самоуправления не принимается. Прокуратурой района в адрес главы администрации Ленинского района г.Астрахани выносилось предписание об устранении нарушений природоохранного законодательства. В сентябре 2010года вновь была проведена прокурорская проверка, в ходе которой было установлено, что до настоящего времени зачистка территории от нефтепродуктов не произведена. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации зачистки территории от нефтепродуктов приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду, что является недопустимым.

Впоследствии требования прокуратурой Ленинского района г.Астрахани были уточнены и дополнены, указано на обращение в суд в порядке искового производства и в связи с этим ставят вопрос об обязании ответчиков, в том числе Комитета по ЖКХ администрации города Астрахани, устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и произвести зачистку территории от нефтепродуктов в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г.Астрахани Дюйсембеева Э.М. поддержала исковые требования, просила суд их удовлетворить, пояснив суду, что срок 3 месяца был определен для устранения допущенных нарушений исходя из фактических обстоятельств дела и необходимости в кратчайшие сроки произвести зачистку территории от нефтепродуктов. При этом полагает, что каждый из указанных ответчиков должен выполнить действия по устранению нарушений природоохранного законодательства, а какие именно они должны определить самостоятельно. Требования об обязании произвести зачистку территории от нефтепродуктов основаны на выводах и предписаниях службы природопользования, которой производилось обследование территории, загрязненной нефтепродуктами.

Представитель ответчика администрации Ленинского района г.Астрахани Уколова И.В. в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлтрении заявленных требований в отношении указанного ответчика, поскольку в настоящее время в компетенцию администрации района не входит разрешение вопросов по охране окружающей среды, финансирование в бюджете на эти не предусматривается, все полномочия переданы в администрацию города Аастрахани, а именно комитет по ЖКХ. До передачи всей документации в администрацию города Астрахани со стороны администрации района принимались меры к устранению нарушений природоохранного законодательства- в частности, был заключен договор на зачистку территории от нефтепродуктов, но в ходе работ, было установлено, что произвести зачистку всего грунта не представляется возможным, так как глубина залегания указанных отходов превышает нормы, допустимые для работ подрядной организации и требует наличия специальных разрешений на работы по очистке грунта. Также пояснила суду, что требования прокурора об обязании произвести зачистку территории не будут охватывать весь комплекс работ, которые необходимо провести для удаления загрязнений, необходима работа по рекультивации, что отражено в разработанной проектной администрации.

Представитель ответчиков администрации города Астрахани и Комитета по ЖКХ администрации г.Астрахани Ляпина Т.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в иске отказать, пояснив суду, что со стороны администрации города проводятся все необходимые мероприятия, направленные на устранение нарушений природоохранного законодательства. В частности разработана проектно-сметная документация на рекультивацию земель, в настоящее время документы готовятся к передаче на проведение государственной экспертизы, после которой будет решаться вопрос о финансировании работ. В соответствии со сметным расчетом стоимость работ по рекультивации земель составляет 21 578 950 руб., что в несколько раз превышает размер бюджетных средств, предусмотренных на эти цели и в течение 3 месяцев реально выполнить действия в полном объеме по рекультивации земель согласно разработанному проекту будет невозможно, что займет по продолжительности более длительный период времени. Кроме того, считает, что прокуратурой района пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям, поскольку еще в 2007 году прокуратуре было известно о загрязнении земельного участка нефтепродуктами.

Представитель третьего лица- службы природопользования в судебное заседание не явились, извещены были надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия их представителя.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Суд, выслушав доводы представителей прокуратуры, ответчиков, исследовав материалы дела и представленные суду документы, приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Статья 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ст.2 и п.5 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения -это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Астрахань» к вопросам местного значения относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Астрахани.

В судебном заседании представителем ответчиков администрации города Астрахани и Комитета по ЖКХ не оспаривался тот факт, что разрешение вышеназванных вопросов относится к их полномочиям. Отрицалось лишь наличие бездействия по разрешению вопроса по зачистке загрязненного земельного участка, со ссылкой на то обстоятельство, что проектно-сметная документация разработана и после процедуры проведения государственной экспертизы будет решаться вопрос о финансировании работ, связанных с рекультивацией земель.

Как было установлено судом, сам факт загрязнения земельного участка на территории Ленинского района г.Астрахани, прилегающей к жилым домам по ул.<адрес>, по ул.<адрес> д. по ул.<адрес> г.Астрахани, МДОУ «Детский сад компенсирующего вида , расположенного по ул.<адрес> и МДОУ «Детский сад комбинированного вида », расположенного по адресу по ул.<адрес> г.Астрахани, не отрицался и не оспаривался кем -либо из ответчиков.

Как следует из материалов дела, начиная с 2007 года поступали обращения граждан, проживающих в близлежащих домах по вопросу очистки территории от загрязнения нефтепродуктами. В ходе поступавших обращений неоднократно проводились прокурорские проверки, выносились предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства, однако до настоящего дня указанная территория не очищена от нефтепродуктов.

В судебном заседании было установлено, что в 2010 году в соответствии с распоряжением администрации города Астрахани от 23.09.2010 года Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству поручено выступить заказчиком на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на рекультивацию земель, прилегающих к домам 10б по ул.<адрес> дому по ул.<адрес> г.Астрахани. В связи с этим 26.11.2010 года был заключен муниципальный контракт на разработку указанной документации.

Как было пояснено представителем ответчика администрации города Астрахани, в настоящее время указанные работы по составлению проектно-сметной документации выполнены в полном объеме, суду был представлен на обозрение в подтверждение указанных доводов разработанный проект по рекультивации земель.

При этом было установлено, что необходимо провести не просто зачистку загрязненной территории, а выполнить комплекс работ по удалению загрязненного грунта, глубина залегания которого до 3 метров. Территория с загрязнением до глубины 1 метра составляет 261 кв.м., 2 метров- 87 кв.м., 3 метров- 66 кв.м. Объем выемки загрязненного грунта составляет 1 117 куб.м.

Стоимость работ по рекультивации земель составляет 21 578 950 руб., что потребует предусмотреть в бюджете муниципального образования «Город Астрахань» дополнительные денежные средства.

Работы по рекультивации земель в настоящее время так и не начаты, поскольку требуется процедура государственной экспертизы проектной документации и только после согласования будет решаться вопрос по финансированию работ.

В соответствии со ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе, радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Запрещается размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселения, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Администрация города Астрахани в соответствии со ст.2 Устава муниципального образования «Город Астрахань» входит в структуру органов местного самоуправления города Астрахани и согласно утвержденного Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 29.06.2006 года № 100 Положения об администрации города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Астрахани (л.д.121-126).

Выполняя указанные функции в рамках предоставленных полномочий, администрация города Астрахани в соответствии с действующим законодательством управление и контроль в области охраны окружающей среды, обеспечивает решение всех вопросов местного значения через свои структурные подразделения.

Исполнение обозначенных вопросов местного значения, исполнения функций по их решению в администрации города Астрахани реализуется структурными подразделениями путем наделения их правами заказчика на выполнение работ и оказания услуг в рамках возложенных функций.

Так, в соответствии с утвержденным Положением о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Астрахани (л.д.127-132) он является структурным подразделением администрации города Астрахани и создан для осуществления основных задач по управлению жилищно-коммунальным хозяйством города, с целью повышения экономического развития и устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства и т.д. Определяет основные направления деятельности в области охраны окружающей среды на территории города; осуществляет функции заказчика из средств городского бюджета в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований на мероприятия по охране окружающей среды. В структуре указанного комитета имеется отдел эксплуатации объектов благоустройства и организации дорожного хозяйства, включающего сектор экологии.

С учетом установленных обстоятельств по делу, исследованных доказательств и объяснений сторон, суд приходит к выводу, что обязанность по устранению нарушений, выявленных прокуратурой в ходе проверок, должна быть возложена на администрацию города Астрахани как орган местного самоуправления, и на Комитет по ЖКХ, который непосредственно наделен полномочиями по разрешению указанных вопросов.

Оснований для возложения такой обязанности на администрацию Ленинского района г.Астрахани суд не усматривает, поскольку в их полномочия разрешение указанных вопросов согласно представленным документам (Положению об администрации) не входит, все полномочия преданы в администрацию города Астрахани. В бюджете районной администрации денежных средств на эти цели не предусмотрено и не заложено, все ранее имевшиеся функции и полномочия перешли городу.

При этом, суд полагает, что возложение обязанности на указанных надлежащих ответчиков по зачистке территории не выполнит поставленной задачи по устранению нарушений природоохранного законодательства, поскольку фактически требуется целый комплекс мероприятий, указанный в проектной документации по устранению загрязнений от нефтепродуктов, а именно необходима как указали разработчики проекта провести рекультивацию земель для полной очистки от имеющихся загрязнений.

В связи с этим представителю прокуратуры предлагалось уточнить исковые требования в данной части, но изменений не последовало. Суд считает, что в данном случае возможно выйти за рамки исковых требований и обязать ответчиков устранить нарушения природоохранного законодательства путем обязания произвести рекультивацию земель, прилегающих к домам , по ул.<адрес> д. по ул.<адрес> гАстрахани, то есть в соответствии с требованиями и положениями выполненной проектно-сметной документации, которая содержит как перечень работ, так и описание границ, в рамках которых необходимо произвести указанные работы.

В части доводов ответчиков о пропуске срока исковой давности, суд считает, что данные доводы не основаны на положениях закона.

В соответствии со ст.195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты по иску лица, право которого было нарушено. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием для вынесения решения суда об отказе в иске-ст.199 ГК РФ.

Однако, в судебном заседании было установлено, что иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц. Нарушения имеют место в течение длительного периода времени, фактически имеет место бездействие, в связи с чем оснований для применения срока исковой давности не имеется.

Кроме того, суд приходит к выводу, что возлагая обязанность по устранению нарушений, установление срока исполнения в течение конкретного периода, в данном случае - в трехмесячный срок, суд считает нецелесообразным и не преемлемым, поскольку из установленных обстоятельств дела следует, что реально в течение этого периода решение суда будет неисполнимо и ограничение каким -либо сроком приведет к нарушению прав другой стороны. Установление срока устранения допущенных нарушений предусматривается при рассмотрении требований по публично-правовым отношениям, где суд обязывает в течение конкретного периода времени не предрешая существа самого решения, которое должно быть принято, определяет сроки рассмотрения должностным лицом либо конкретным органом вопроса в целях восстановления нарушенного права гражданина либо организации.

В данном случае из представленных суду документов следует, что проведение госэкспертизы, финансирование самих работ потребует значительного периода времени, превышающего срок три месяца.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования заявленные в иске, подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                     РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Астрахани - удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Астрахани, Комитет по ЖКХ администрации города Астрахани устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и произвести рекультивацию земель, прилегающих к домам по ул.<адрес>, дому по ул.<адрес> г.Астрахани в целях ликвидации загрязнения нефтепродуктами указанной территории.

В остальной части иска- отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский Облсуд в течение 10 дней.

Судья:     

        

-32300: transport error - HTTP status code was not 200