Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 марта 2011 года Кировский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Морозовой О.А при секретаре Ажгалиевой А.Х. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Трусовского района г. Астрахани в интересах Гулина А.И. к Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, третьим лицам Правительству Астраханской области, Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании решения незаконным, у с т а н о в и л : Прокурор Трусовского района г. Астрахани обратился в суд с иском в интересах участника Великой Отечественной войны Гулина А.И. к ответчику о признании незаконным решения Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 01.10.2009 г. в части отказа в предоставлении Гулину А.И. мер социальной поддержки в обеспечении жильем, указав в заявлении, что Гулин А.И. является участником ВОВ. С 2004 года он состоит на учете на улучшении жилищных условий. Гулин А.И. зарегистрирован и проживает составом семьи 3 человека по адресу: <адрес>. Решением комиссии по обеспечению жилищных прав отдельных категорий граждан Гулину А.И. отказано в получении социальной поддержки в обеспечении жильем в связи с тем, что последний обеспечен учетной нормой общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Полагали данный отказ незаконным, поскольку размер общей площади на одного человека в указанном выше жилом помещении составляет <данные изъяты> кв.м., что ниже учетной нормы предоставления жилой площади. В связи с чем просили суд признать решение Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в предоставлении Гулину А.И. социальной поддержки в обеспечении жильем незаконным, обязать комиссию по обеспечению жильем отдельных категорий граждан включить в список получателей мер социальной поддержки в обеспечении жильем Гулина А.И. Представитель Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Леликова И.П. в судебном заседании исковые требования не признала и дополнительно суду пояснила, что, рассмотрев учетное дело ветерана Великой Отечественной войны Гулина А.И., комиссия обоснованно приняла решение об отказе в предоставлении ему социальной поддержки в обеспечении жильем, так как он обеспечен жилой площадью в соответствии с действующим законодательством, свыше учетной нормы и имеет в собственности 1/2 долю квартиры со всеми коммунальными удобствами, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Кроме того, истцом пропущен срок для обращения в суд с указанным заявлением. Просила суд в иске прокурору Трусовского района г. Астрахани в интересах Гулина А.И. отказать в полном объеме. Представитель Правительства Астраханской области Нурутдинова З.Д, в судебном заседании требования прокурора Трусовского района г. Астрахани в интересах Гулина А.И. не признала и просила суд в иске отказать в связи с пропуском трехмесячного срока, установленного законом для оспаривания решений органов государственной власти, органов местного самоуправления. Представитель прокуратуры Трусовского района города Астрахани, Министерства социального развития и труда Астраханской области и Гулин А.И., будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Причины не явки суду не сообщили. В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц. Суд, выслушав доводы явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Президент РФ Указом от 07.05.2008 года № 714 постановил завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». Комиссия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан создана постановлением Правительства Астраханской области от 21.11.2006 г. № 395-П (ред. от 15.10.2009 г.). Она является постоянно действующим координационным органом по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением жилья за счет средств федерального бюджета гражданам, вставшим на учет до 01.01.2005 г., имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Решением указанной комиссии от 01.10.2009 года ветерану Великой Отечественной войны Гулину А.И., проживающему по адресу: <адрес>, было отказано в предоставлении социальной поддержки в обеспечении жильем, так как он обеспечен учетной нормой общей площади жилого помещения на одного человека, принятой на территории МО «Город Астрахань». Указанное решение является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся: - малоимущие; - иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; - иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора. Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». При этом необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует. Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. В г. Астрахани учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 11 кв. метров общей площади на одного члена семьи (Решение Совета МО «Город Астрахань» от 30.05.2006 г. № 61 «Об учетной норме площади и норме предоставления жилого помещения по договорам социального найма на территории города Астрахань»). Пунктом 4 части 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ (ред. от 18.07.2009 г.) «О ветеранах» предусмотрено, что помимо прочих мер социальной поддержки осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Статьей 23.2 вышеуказанного Федерального закона установлено, что объем средств, выделяемых на обеспечение жильем отдельных категорий граждан и в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Судом установлено, что Гулин А.И. с 2004 года состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как участник ВОВ. Общая площадь принадлежащей Гулину А.И. и членам его семьи квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., жилая - <данные изъяты> кв.м. В принадлежащем Гулину А.И. и членам его семьи жилом помещении зарегистрированы и проживают 3 человека. Таким образом, на каждого проживающего в указанном жилом помещении фактически приходится по <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения и по <данные изъяты> кв.м. жилой площади, то есть Гулин А.И. обеспечен жильем менее учетной нормы общей площади жилого помещения на одного человека. Следовательно, Гулин А.И., являющийся участником Великой Отечественной войны, вставший на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в порядке, предусмотренном ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ (ред. от 18.07.2009 г.) «О ветеранах». В связи с этим, решение Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 01.10.2009 года в части отказа в предоставлении Гулина А.И. социальной поддержки в обеспечении жильем является незаконным и необоснованным. Кроме того, суд считает возможным восстановить прокурору Трусовского района г. Астрахани, обратившемуся в суд в интересах Гулина А.И., срок на обжалование решения Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 01.10.2009 года, поскольку Гулин А.И. обратился в прокуратуру Трусовского района г. Астрахани с заявлением об оспаривании указанного выше решения только 12.01.2011 года, прокурором исковое заявление подано в суд 24.01.2011 года. При этом в заявлении Гулин А.И. указывает, что он является престарелым человеком и не имеет юридического образования, в связи с чем не может сам обратиться в суд за защитой нарушенного права. Указанные причины пропуска процессуального срока являются уважительными. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд, Р е ш и л : Восстановить прокурору Трусовского района г. Астрахани, обратившемуся в суд в интересах Гулина А.И., срок на обжалование решения Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 01.10.2009 года. Признать решение Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 01.10.2009 в части отказа в предоставлении Гулину А.И., ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, проживающему по адресу: <адрес>, социальной поддержки в обеспечении жильем незаконным. Обязать Комиссию по обеспечению жильем отдельных категорий граждан включить Гулина А.И., ДД.ММ.ГГГГ, проживающего по адресу: <адрес>, в список получателей мер социальной поддержки в обеспечении жильем. Решение суда может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней. Судья: