2-432/2011 по иску прокурора АО в интересах Карповой О.П. о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта 2011 года

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Морозовой О.А.

при секретаре Ажгалиевой А.Х.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Астраханской области в интересах Карповой О.П. к Правительству Астраханской области, третьему лицу на стороне ответчика Министерству социального развития и труда Астраханской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Астраханской области обратился в суд в интересах Карповой О.П. с иском к ответчику об обязательстве предоставления жилого помещения, указав в заявлении, что Карпова О.П. осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Постановлением администрации Володарского района от ДД.ММ.ГГГГ она переведена на полное государственное обеспечение. Решением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ее родители были лишены родительских прав. <данные изъяты> году она принята на учет на предоставление благоустроенной жилой площади, где состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени. ДД.ММ.ГГГГ она поступила в детский Дом в порядке перевода из детского дома , где пребывала на полном государственном обеспечении, Карпова О.П. ДД.ММ.ГГГГ выбыла в семью. В ДД.ММ.ГГГГ Карпова О.П. поступила в первый класс АСКШИ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из детского дома и находилась на полном государственном обеспечении. ДД.ММ.ГГГГ она была переведена для дальнейшего обучения в школу интернат с Володаровка. ДД.ММ.ГГГГ В связи с окончанием 9 классов выбыла в ПТУ г. Астрахани, для дальнейшего обучения. До настоящего времени жилым помещением она не обеспечена. Закрепленного за ней жилого помещения не имеет. Поскольку она относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении, просит обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение на состав семьи 1 человек.

Представитель прокуратуры Астраханской области Пушкинская Е.А. и Карпова О.П. в судебном заседании иск поддержали по изложенным в нем основаниям. Просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель Правительства АО и Министерства социального развития и труда Астраханской области, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Причины не явки суду не сообщили.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Карпова О.П. осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Постановлением администрации Володарского района от ДД.ММ.ГГГГ она переведена на полное государственное обеспечение. Решением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ее родители были лишены родительских прав. В 2001 году она принята на учет на предоставление благоустроенной жилой площади, где состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени. ДД.ММ.ГГГГ она поступила в детский Дом в порядке перевода из детского дома , где пребывала на полном государственном обеспечении, Карпова О.П. ДД.ММ.ГГГГ выбыла в семью. В 1989 году Карпова О.П. поступила в первый класс АСКШИ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из детского дома и находилась на полном государственном обеспечении. ДД.ММ.ГГГГ она была переведена для дальнейшего обучения в школу интернат с Володаровка. ДД.ММ.ГГГГ В связи с окончанием 9 классов выбыла в ПТУ <адрес>, для дальнейшего обучения. По состоянию на 2011 год она стоит в списке очередности за . Жилого помещения до настоящего времени ей не предоставлено.

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 21.12.96г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 вышеуказанного Закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом положения данного закона конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно части 4 этой же статьи Жилищного кодекса вышеназванным категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных граждан жилыми помещениями.

Из указанных требований закона следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

А поскольку закон субъекта Российской Федерации - Астраханской области о наделении в установленном законом порядке органа местного самоуправления - администрации г. Астрахани государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, не принимался, то обеспечение жильем граждан данной категории является обязанностью Правительства Астраханской области.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, а также в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется по договору социального найма в черте соответствующего населенного пункта общей площадью не ниже нормы предоставления.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора Астраханской области в интересах Карповой О.П. о предоставлении ей на состав семьи 1 человек вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, пригодного для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Обязанность по предоставлению жилого помещения Карповой О.П. необходимо возложить на Правительство Астраханской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Правительство Астраханской области предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не ниже нормы предоставления Карповой О.П. на состав семьи 1 человек.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья: