Р Е Ш Е Н И Е 25 марта 2011года Кировский районный суд г. Астрахани в составе: Председательствующего судьи Морозовой О.А. При секретаре Ажгалиевой А.Х. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Жигульской Е.С. к Управлению по жилищной политике администрации г. Астрахани о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, У с т а н о в и л: Жигульская Е.С. обратилась в суд с иском к ответчику о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, указав в заявлении, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны Жидкова А.Н. и ветераном ВОВ и имеет право на льготы, предусмотренные ст.ст. 21, 22 ФЗ «О ветеранах». При обращении в Управление по жилищной политике администрации г. Астрахани с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ей было отказано по тем основаниям, что она обеспечена площадью жилого помещения более учетной нормы и является членом семьи собственника жилого помещения. Полагала данный отказ незаконным, поскольку она не является собственником квартиры, в которой проживает. Данная квартира принадлежит на праве собственности ее дочери. В связи с чем просила суд признать решение Управления по жилищной политике администрации г. Астрахани по отказу в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и обязать поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании представитель Жигульской Е.С. Редькина Т.К. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Представитель Управления по жилищной политике Администрации г. Астрахани Шабанова А.В. в судебном заседании заявленные Жигульской Е.С. требования не признала, и дополнительно суду пояснила, что Жигульская Е.С. обеспечена жилой площадью в соответствии с действующим законодательством свыше учетной нормы и является членом семьи собственника жилого помещения. В связи с чем Жигульской Е.С. обоснованно было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Кроме того, Шабанова А.В. суду пояснила, что истцом пропущен срок для обращения в суд с указанным заявлением. Просила суд в иске Жигульской Е.С. отказать в полном объеме. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Президент РФ Указом от 07.05.2008 года № 714 постановил завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». В судебном заседании установлено, что Жигульская Е.С. является вдовой инвалида Великой Отечественной Войны Жидкова А.Н. и ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные ст.ст. 20, 21, 22 ФЗ «О ветеранах». Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Из материалов дела установлено, что Жигульская Е.С. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирована и проживает в <адрес>. Данная квартира принадлежит на праве собственности ее дочери -Редькиной Т.К.. Общая площадь вышеуказанного жилого помещения составляет <данные изъяты>. В данной квартире зарегистрированы помимо истицы, ее дочь и внук. Таким образом, на каждого члена семьи приходится по <данные изъяты>., что значительно превышает учетную норму. Решением Совета муниципального образования «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена 11 кв.м. общей площади на одного члена семьи. В судебном заседании установлено, что в декабре 2009 года Жигульская Е.С. обратилась в Управление по жилищной политике администрации г. Астрахани с заявлением л постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с учетом льгот участника ВОВ в связи с отсутствием жилого помещения. В соответствии со ст. ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Согласно ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Из справки, представленной в материалы дела следует, что Жигульская Е.С. является вдовой участника инвалида Великой Отечественной войны Жидкова А.Н. и пользуется льготой, предусмотренной ст. 21 ФЗ «О Ветеранах». В связи с имеющимся у нее статусом Жигульская Е.С. также имеет право на льготы, предусмотренные ст. 20 и 22 ФЗ «О ветеранах», согласно которой меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 Закона АО от 27.12.2004 года № 68/2004-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан» Жигульской Е.С. гарантируется: 1) бесплатное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в размерах, определяемых законом Астраханской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; 2) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также первоочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Астраханской области; 3) преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому; 4) оплата в размере 50 процентов стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей в порядке и по нормам, определенным Правительством Астраханской области; 5) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, определенном Правительством Астраханской области; 6) выплата ежемесячной денежной компенсации расходов на проезд всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта; 7) выплата ежемесячной адресной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, при условии получения пенсии, размер которой ниже прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Астраханской области. Указанной нормой права такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем, не предусмотрено. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ Управления по жилищной политике администрации г. Астрахани в принятии на учет Жигульской Е.С. в качестве нуждающейся в жилом помещении по п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ является законным и обоснованным. Таким образом, требования Жигульской Е.С. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Доводы представителя Управления по жилищной политике администрации г. Астрахани Шабановой А.В. о пропуске истцом срока для обращения в суд с указанным заявлением, суд находит не состоятельными, поскольку Жигульская Е.С. является престарелым человеком и не имеет юридического образования, в связи с чем она не может сама обратиться в суд за защитой нарушенного права. Указанные причины пропуска срока являются уважительными. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд Р е ш и л: В иске Жигульской Е.С. отказать. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней. Судья: Решение в окончательной форме изготовлено 30 марта 2011 года. Судья:
Именем Российской Федерации