2-765/2011 по иску Сельцовых



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 марта 2011 года                                                                                    г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.

при секретаре Митрофановой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сельцова В.В., Сельцова В.М., Сельцова А.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сельцоыв В.В. к администрации г. Астрахани, с привлечением третьего лица Сельцовой О.Н. о предоставлении жилого помещения

У с т а н о в и л :

Истцы обратились в суд с иском к администрации о предоставлении жилого помещения, указав в иск, что Сельцова В.В. согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> является собственником жилого дома по адресу: <адрес> на праве общей долевой собственности: 2/23. Истец Сельцова В.М. согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> является собственником жилого дома по адресу: <адрес> на праве общей долевой собственности: <данные изъяты>. Сельцоыв В.В. согласно записи в домовой книге для прописки граждан, проживающих в <адрес>, зарегистрирован постоянно по вышеуказанному адресу с рождения - с ДД.ММ.ГГГГ и постоянно проживал там до ДД.ММ.ГГГГ. Истец Сельцова А.В. согласно записи в домовой книге для прописки граждан, проживающих в <адрес>, зарегистрирован постоянно по вышеуказанному адресу с рождения - с ДД.ММ.ГГГГ и постоянно проживал там вместе с несовершеннолетней дочерью С., зарегистрированной по данному адресу также с рождения - с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на заседании городской межведомственной комиссии жилое помещение литера «В» <адрес> признано непригодным для дальнейшего проживания. ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> , без какого-либо уведомления (предупреждения) собственников и лиц, проживающих в нём, был снесён в связи с тем, что по <адрес> строилась дорога, и указанный жилой дом располагался на участке строительства, поэтому подлежал сносу. Заказчиком строительства дороги выступала Администрация г. Астрахани. До этого в Администрации г. Астрахани истцов неоднократно заверяли как в устной так и в письменной форме в том, что дом сносу не подлежит. На момент сноса дома в нём было зарегистрировано четыре человека, в том числе и малолетний ребенок-инвалид. До настоящего времени истцам не предоставлено никакого жилья, даже равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Действиями ответчика грубо нарушены требования статьи 32 Жилищного кодекса РФ в части обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену. Кроме того, что ответчиком не было согласовано с истцами изъятие (а фактически полное уничтожение жилого дома), им на неопределённый срок затягивается решение вопроса о предоставлении истцам другого жилого помещения взамен снесённого дома. Так, Администрацией г. Астрахани в лице заместителя мэра города - председателя комитета по строительству К. ДД.ММ.ГГГГ на очередное обращение истцов был дан ответ, что им может быть предоставлена квартира, равнозначная по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, т.е. 34,3 кв.м. В настоящее время квартир необходимой площади в администрации города не имеется.

В связи с вышеизложенным, истцы просят признать бездействие администрации г. Астрахани в части непредоставления им жилого помещения незаконным. А также просят обязать предоставить истцам благоустроенное жиле помещение, пригодное для постоянного проживания и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью на каждого человека не ниже нормы предоставления.

Представитель истцов Карпычева -Петрова В.Р. исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представитель администрации г. Астрахани Тырнова А.А. в иске просила отказать, дополнительно пояснила, что оснований для предоставления собственникам жилого помещения у администрации не имеется.

Суд, выслушав явившиеся лица, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Сельцова В.В. согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> является собственником жилого дома по адресу: <адрес> на праве общей долевой собственности в части <данные изъяты>. Истец Сельцова В.М. согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> является собственником жилого дома по адресу: <адрес> на праве общей долевой собственности: <данные изъяты>. Сельцоыв В.В. согласно записи в домовой книге для прописки граждан, проживающих в <адрес>, зарегистрирован постоянно по вышеуказанному адресу с рождения - с ДД.ММ.ГГГГ и постоянно проживал там до ДД.ММ.ГГГГ. Истец Сельцоыв В.В. согласно записи в домовой книге для прописки граждан, проживающих в <адрес>, зарегистрирован постоянно по вышеуказанному адресу с рождения - с ДД.ММ.ГГГГ и постоянно проживал там вместе с несовершеннолетней дочерью С., зарегистрированной по данному адресу также с рождения - с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании городской межведомственной комиссии жилое помещение литера «В» <адрес> признано непригодным для дальнейшего проживания.

Администрация г. Астрахани письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщила истцам, о том, что им может быть предоставлено жилое помещение общей площадью 34,3 кв.м., однако в настоящее время квартир необходимой площади в администрации г. Астрахани не имеется.

До настоящего времени семье Сельцовых жилое помещение не предоставлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Частью 2 указанной нормы права предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии со статьей 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) -при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

При этом не имеет правового значения то, по чьей вине домовладение, в котором проживали, пришло в непригодное для проживания состояние. Поэтому ссылка представителя ответчика на ст. 210 ГК РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несостоятельна.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании городской межведомственной комиссии жилое помещение литера «В» <адрес> признано непригодным для дальнейшего проживания.

С учетом изложенного истцы имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку жилой дом, в котором располагалась принадлежащая им квартира, в установленном законом порядке признан непригодным для дальнейшего проживания.

В связи с этим суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истцов в части предоставления жилья.

Между тем, суд полагает, что требования о признании незаконным бездействий администрации г. Астрахани удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Истцами не представлено доказательств того, что администрация при наличии объективных возможностей не исполняла свои обязанности в полном объеме.

Таким образом, суд полагает, что требования заявителей подлежат удовлетворению в части.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать администрацию г. Астрахани предоставить вне очереди Сельцова В.В., Сельцова В.М., Сельцова А.В., действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери С. 2009 года рождения, Сельцоыв В.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для постоянного проживания и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью на одного человека не ниже нормы предоставления.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья: