2-1017/2011 по иску Юкина В.В.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 марта 2011 года

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

Председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.

При секретаре Митрофановой Н.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Астрахани в интересах Шелюк С.В., а также исковое заявление Юкина В.В., действующего в своих интересах, а также в интересах своего несовершеннолетнего сына Ю. 2001 года рождения о предоставлении жилого помещения

Установил:

Прокурор Советского района г. Астрахани обратился в суд с иском в интересах Шелюк С.В., указав в иске, что прокуратурой района проведена проверка и было установлено, что Шелюк С.В. с 2005 года зарегистрирована и проживает в <адрес>, ее сын Е. с 2006 года, дочь Ш. с ДД.ММ.ГГГГ года, дядя Юкина В.В. с ДД.ММ.ГГГГ, его сын Ю. с 2007 года по адресу: <адрес>. На праве общей долевой собственности 1/18 <адрес> принадлежат Шелюк С.В., 1/18 Ш., 1/18 Е., Юкина В.В. 1/16, что подтверждается свидетельствами о гос. регистрации права собственности. Согласно извлечения из технического паспорта, данная квартира является трехкомнатной и расположена в одноэтажном доме. На основании заключения городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по <адрес>, литера «А» не соответствует предъявляемым к жилому помещению требованиям, предъявляемым к жилому и является непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением мэра г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ -р утвержден реестр заключений о признании помещений непригодными для постоянного проживания, в том числе, домовладение 33/27 литера А,Б. Вышеуказанное домовладение включено в график отселения граждан из непригодного для проживания жилья. В нарушение действующего законодательства жилье Шелюк С.В. и ее несовершеннолетним детям не предоставлено. Руководствуясь ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса, истец просит обязать администрацию г. Астрахани предоставить Шелюк С.В. на состав семьи 3 человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в соответствии с установленной нормой предоставления пригодное для проживания и отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Впоследствии прокурор требования уточнил и просит предоставить Шелюк С.В. на состав семьи 3 человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.

В свою очередь, Юкин В.В. обратился в суд с исковыми требованиями к администрации о предоставлении жилого помещения, указав в иске, что кв. № 4 в доме № 33/27 по ул. Трофимова/ул. Волжская в Кировском районе г. Астрахани принадлежит на праве общей долевой собственности: Юкину В.В. 2/9 доли; его несовершеннолетнему сыну Ф. ДД.ММ.ГГГГ рождения- 2/9 доли; старшему сыну Ю. - 2/9 доли; Шелюк С.В.- 1/18 доли; ее несовершеннолетнему сыну Е. - 1/18 доли; ее несовершеннолетней дочери Ш. - 1/18 доли. В данной квартире зарегистрированы Юкин и его сын Ф. а также семья Шелюк. Дом, в котором расположена квартира, подлежит сносу и проживать в нем невозможно. В связи с этим истец просит предоставить Юкину В.В. на состав семьи 3 человека благоустроенное жилое помещение в соответствии с установленной нормой предоставления.

Данный иск определением от 09.03.2011 был объединен в одно производство с иском прокурора Советского района г. Астрахани для совместного рассмотрения.

В судебном заседании прокурор Лаисцева Н.В. и Шелюк С.В. исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель администрации г. Астрахани Малыгина О.Б. в иске просила отказать в полном объеме. Указала, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Представитель Юкина В.В. Серохина Т.И. исковое заявление Юкина поддержала в полном объеме, просила предоставить отдельную квартиру для Юкина на состав семьи 3 человека.

Юкин В.В., Юкин И.В., будучи надлежащим образом извещены, в судебное заседание не явились.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд решил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Шелюк С.В. с 2005 года зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Ее сын Е. с 2006 года, дочь Ш. с 2005 года.

Юкина В.В. зарегистрирован с 1992 года, его сын Ю. с 2007 года.

Установлено и подтверждается свидетельствами о гос. регистрации права собственности, что на праве общей долевой собственности 1/18 <адрес> принадлежат Шелюк С.В.; 1/18 - Ш. 1/18 - Е., Юкина В.В. - 2/9 доли; его несовершеннолетнему сыну Федору 2001 года рождения- 2/9 доли; старшему сыну Ю. Илье - 2/9 доли.

На основании заключения городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> литера А не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и является непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Частью 2 указанной нормы права предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии со статьей 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) -при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

При этом не имеет правового значения то, по чьей вине домовладение, в котором проживали, пришло в непригодное для проживания состояние. Поэтому ссылка представителя ответчика на ст. 210 ГК РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несостоятельна.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

Жилой дом был признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

С учетом изложенного истцы имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку жилой дом, в котором располагалась принадлежащая им квартира, в установленном законом порядке признан непригодным для дальнейшего проживания.

В связи с этим суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истцов в части предоставления жилья.

В соответствии с п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» По делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Вместе с тем, суд полагает, что сособственникам жилого помещения следует предоставить одну квартиру, а не две, как указывают истцы, поскольку семья Шелюк С.В. и семья Ю. проживали и зарегистрированы в одной квартире и им принадлежат доли одной квартиры, соответственно, предоставление двух отдельных квартир суд полагает не соответствующим требованиям законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию г. Астрахани предоставить Шелюк С.В. на состав семьи 3 человека и Юкина В.В. на состав семьи 3 человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для постоянного проживания и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней

Судья: