Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 апреля 2011 года Кировский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Морозовой О.А. при секретаре Ажгалиевой А.Х. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Астраханской области в интересах Акопяна А.Ю. к Правительству Астраханской области, третьему лицу Министерству социального развития и труда Астраханской области о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: Прокурор Астраханской области обратился в суд в интересах Акопяна А.Ю. с иском к ответчику об обязательстве предоставления жилого помещения, указав в заявлении, что Постановлением главы администрации Советского района г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ г.р. Акопян А.Ю. был признан оставшимся без попечения родителей и переведен на полное государственное обеспечение в связи с тем, что его мать - Акопян С.Ю., после рождения сына от его воспитания отказалась. В период с ДД.ММ.ГГГГ. он являлся воспитанником ОГОУ «<адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в ОГОУ «АСКШИ №» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья 8-го вида». С ДД.ММ.ГГГГ он был переведен в Разночиновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей. В период пребывания в Разночинском детском доме Акопян А.Ю. решением Наримановского районного суда АО от ДД.ММ.ГГГГ был признан недееспособным в связи с имеющейся у него умственной отсталостью с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Акопян А.Ю., достигший совершеннолетия, проживал в ГОСУСО «Наримановский психоневрологический интернат». Решением Наримановского районного суда Астраханской Области от ДД.ММ.ГГГГ Акопян А.Ю. был признан дееспособным. В период недееспособности Акопяна А.Ю. ни администрацией Разночиновского детского дома, ни администрацией Наримановского психоневрологического интерната, ни органами опеки и попечительства своевременно не были приняты достаточные меры к постановке его на учет и только в 2008 году по достижении им 23-х летнего возраста администрация психоневрологического диспансера обратились в Министерство образования и науки АО по вопросу постановки Акопяна А.Ю. на учет нуждающихся в жилом помещении, однако в постановке на учет Министерством было отказано, ссылаясь на то, что в их компетенцию не входит вопрос о постановке на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Полагают данный отказ не обоснованным. До настоящего времени жилым помещением Акопян А.Ю. не обеспечен. Поскольку он относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении просили суд обязать ответчика предоставить Акопяну А.Ю. благоустроенное жилое помещение на состав семьи 1 человек. Представитель прокуратуры Астраханской области Пушкинская Е.А.и Акопян А.Ю. в судебном заседании иск поддержали по изложенным в нем основаниям. Просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Представители Правительства АО и Министерства социального развития и труда Астраханской области, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Причины не явки суду не сообщили. В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц. Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Постановлением главы администрации Советского района г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ г.р. Акопян А.Ю. был признан оставшимся без попечения родителей и переведен на полное государственное обеспечение в связи с тем, что его мать - Акопян С.Ю., после рождения сына от его воспитания отказалась. Из материалов дела следует, что в период с <данные изъяты>. Акопян А.Ю. являлся воспитанником ОГОУ «<адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в ОГОУ «АСКШИ №» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья 8-го вида». С ДД.ММ.ГГГГ он был переведен в Разночиновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей. В период пребывания в Разночинском детском доме Акопян А.Ю. решением Наримановского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был признан недееспособным в связи с имеющейся у него умственной отсталостью с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Акопян А.Ю., достигший совершеннолетия, проживал в ГОСУСО «Наримановский психоневрологический интернат». Решением Наримановского районного суда Астраханской Области от ДД.ММ.ГГГГ Акопян А.Ю. признан дееспособным. В судебном заседании установлено, что в период недееспособности Акопяна А.Ю., ни администрацией Разночиновского детского дома, ни администрацией Наримановского психоневрологического интерната, ни органами опеки и попечительства своевременно не были приняты достаточные меры к постановке Акопяна А.Ю. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и только в 2008 году по достижении им 23-х летнего возраста администрация психоневрологического диспансера обратились в Министерство образования и науки АО по вопросу постановки Акопяна А.Ю. на учет нуждающихся в жилом помещении, однако, в постановке на учет Министерством образования и науки АО было отказано, ссылаясь на то, что в их компетенцию вопрос о постановке на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не входит. Из материалов дела следует, что до 10.07.2010 порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, был урегулирован Законом Астраханской области от 10.10.2006 № 75/2006-03 «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» (в редакции от 26.12.2007 г.) и Законом Астраханской области от 11.02.2002 № 6/2002-03«О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области» (в редакции от 22.12.2006 г.). Пункт 2 статьи 9 Закона Астраханской области «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» предусматривал, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа производится на основании решения исполнительного органа осударственной власти Астраханской области в соответствии с заключением комиссии по обеспечению жилищных прав несовершеннолетних. Согласно пункту 3 статьи 9 названного Закона органы опеки и попечительства муниципального образования ежегодно не позднее 1 апреля должны предоставлять в исполнительный орган государственной власти Астраханской области документы, подтверждающие права детей-сирот, детей,оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на получение жилого помещения в текущем году. Несмотря на то, что с 01.01.2008 г. функции органов опеки и попечительства были возложены на Министерство образования и науки Астраханской области, а содействие в выполнении этих функций на ГУ «Центр по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям», который осуществлял свою деятельность через свои подразделения - сектора, расположенные в сельских районах и г.Астрахани, единый порядок учета лиц указанной категории органами опеки и попечительства в регионе обеспечен не был. С 01.01.2010 организация деятельности по опеке и попечительству, в том числе функции по учету лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на Министерство социального развития и труда Астраханской области и его соответствующие структурные подразделения. Как указано выше, ни администрацией Разночиновского детского дома, ни администрацией Наримановского психоневрологического интерната, выполнявшими функции попечителя в отношении Акопяна А.Ю., ни органами опеки и попечительства своевременно достаточные меры к постановке Акопяна А.Ю. на учет нуждающихся в жилом помещении приняты не были. Сам Акопян А.Ю. до вынесения решения о признании его дееспособным свои интересы самостоятельно отстаивать не мог. В связи с признанием дееспособным Акопян А.Ю. выпущен из Наримановского психоневрологического интерната. Ввиду отсутствия у него жилого помещения он с ДД.ММ.ГГГГ устроен для временного проживания в ОГУСОН «<данные изъяты>» в отделении временного, постоянного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, где проживает по настоящее время и имеет временную регистрацию по месту пребывания. Акопян А.Ю. стал самостоятельно предпринимать меры в защиту своих жилищных прав. Он обратился в Министерство социального развития и труда по вопросу предоставления ему жилого помещения. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему в постановке на учет и предоставлении жилого помещения отказано. Данный отказ является неправомерным, поскольку Акопян А.Ю., оставшийся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте и не имеющий закрепленного жилья, имеет право на внеочередное получение жилого помещения. В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 21.12.96г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 вышеуказанного Закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом положения данного закона конкретизируются в жилищном законодательстве. В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Согласно части 4 этой же статьи Жилищного кодекса вышеназванным категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных граждан жилыми помещениями. Из указанных требований закона следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». А поскольку закон субъекта Российской Федерации - Астраханской области о наделении в установленном законом порядке органа местного самоуправления - администрации г. Астрахани государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, не принимался, то обеспечение жильем граждан данной категории является обязанностью Правительства Астраханской области. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, а также в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется по договору социального найма в черте соответствующего населенного пункта общей площадью не ниже нормы предоставления. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Прокурора Астраханской области в интересах Акопяна А.Ю. о предоставлении ему на состав семьи 1 человек вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, пригодного для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Обязанность по предоставлению жилого помещения Акопяну А.Ю. необходимо возложить на Правительство Астраханской области. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать Правительство Астраханской области предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для постоянного проживания и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не ниже нормы предоставления Акопяну А.Ю. на состав семьи 1 человек. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней. Судья: