РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 апреля 2011 года Кировский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Хохлачевой О.Н. при секретаре Мартыновой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мазанова К.Ж. к Правительству Астраханской области, с привлечением третьего лица Министерства социального развития и труда Астраханской области об обязании предоставить жилое помещение вне очереди, УСТАНОВИЛ: Мазанов К.Ж. обратился в суд с иском к ответчику об обязании предоставить жилое помещение вне очереди, указав в заявлении, что он остался без попечения родителей, был поставлен на очередь на предоставление благоустроенной жилой площади в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку он относиться к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении, не имеет закрепленного за ним жилья, просит суд обязать ответчика предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение. В судебном заседании истец Мазанов К.Ж. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить. Представитель Министерства социального развития и труда Астраханской области, уполномоченный представлять интересы Правительства Астраханской области, Бузина Е.Ю. против иска не возражала. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Мазанов К.Ж. остался без попечения матери Мазановой А.С. в связи с ее смертью. Отец Мазанов Ж.М. от воспитания сына уклонялся, приговором Камызякского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ он был осужден и приговорен к лишению свободы сроком на четыре года шесть месяцев. Постановлением администрации Красноярского района Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ над Мазановым К.Ж.установлена опека, опекуном был назначен его старший брат Мазанов Е.Ж. После освобождения из мест лишения Мазанов Ж.М. воспитанием сына не занимался, его место нахождение и место жительство в настоящее время истцу не известно. Мазано К.Ж. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ОГОУ НПО «Профессиональное училище №» по профессии «Автомеханик», что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОГОУ НПО «Профессиональное училище №». Судом установлено, что Мазанов К.Ж., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учете в домовладении <адрес>, принадлежащем на праве собственности его отцу Мазанову Ж.М. Названные обстоятельства подтверждаются материалами дела. Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МО «Красноярский сельсовет» по вышеуказанному адресу на регистрационном учете кроме Мазанова К.Ж., состоят его братья Мазанов Е.Ж., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и К.Ж.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Из акта обследования жилищно-бытовых условий граждан проживающих в домовладении <адрес>, составленного МО «Красноярский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что на момент обследования санитарно-гигиенические условия не соответствуют установленным нормам и требованиям. Данное жилое помещение требует капитального ремонта. Другого жилья Мазанов К.Ж. не имеет, что подтверждается справками ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» Астраханский филиал Красноярское отделение от ДД.ММ.ГГГГ и Управления Росреестра по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ. Ввиду того, что он относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения Мазанов К.Ж. ДД.ММ.ГГГГ года был включен в список по Красноярскому району Астраханской области по предоставлению жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, как не имеющий закрепленного жилья. Исходя из времени постановки на учет Мазанов К.Ж. состоит в данном списке в настоящее время за №. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей - сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункт 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Названные положения указанного закона конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Частью 4 статьи 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Из вышеприведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из вышеуказанных норм закона, выясненных обстоятельств, суд приходит к выводу об обязательства Правительства Астраханской области предоставления истцу жилого помещения. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Правительство Астраханкой области предоставить Мазанову К.Ж., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, общей площадью на одного человека не ниже нормы предоставления. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней. Судья: О.Н.Хохлачева