2-1590/2011 требование о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 апреля 2011г. Кировский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи Г.К.Шамшутдиновой

при секретаре Д.В.Максимове,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Равилова Р.Г. к Правительству Астраханской области об обязательстве предоставления жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Равилов Р.Г. обратился в суд с иском, указав, что остался без попечения родителей, был поставлен на очередь на предоставление благоустроенной жилой площади в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку он относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении, истец просит обязать ответчика предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал.

Представитель Министерства социального развития и труда Астраханской области, уполномоченный представлять интересы Правительства Астраханской области, Бузина Е.Ю. исковые требования не признала, пояснив, что Равилов Р.Г. не окончил еще учебного заведения- профучилище № 6.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Равилов Р.Г. постановлением главы администрации Красноярского района Астраханской области от 18.10.94 № 488 определен в детское госучреждение -детский дом. Закрепленного жилого помещения не имеет.

В 2004г. истец поступил в Волго-Каспийский рыбопромышленный колледж, где обучался до 2006г., затем работал, с 2007г. по 2010г. (09 апреля) истец проходил службу в рядах Вооруженных сил РФ.

Согласно справке директора детского дома от 19.06.2004, Равилов Р.Г. поставлен на учет в администрации Красноярского района, как лицо, не имеющее закрепленного жилого помещения.

По окончанию срока службы истец работал, а затем в связи с отсутствием жилья поступил на учебу в ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 6», где ему предоставлено место в общежитии, где он проживает до настоящего времени.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения указанного закона конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Частью 4 статьи 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а в случае отсутствия полномочий- на соответствующий орган государственной власти субъекта РФ.

В обосновании возражений представитель ответчика ссылается на факт обучения истца в настоящее время в училище.

Однако, как было выяснено, ни после окончания образовательного учреждения, ни после окончания обучения в учреждении профессионального образования, ни по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, истец не был обеспечен жильем ответчиком, хотя состоял в списке детей-сирот как лицо, нуждающееся в обеспечении жильем.

Поскольку требования закона ответчиком исполнены не были, факт обучения в настоящее время истца (в связи с возможностью проживания в общежитии), юридически значимым, по мнению суда, не является.

При таких обстоятельствах указанное основание не влечет отказ в исковых требованиях, в связи с чем суд приходит к выводу об обязательстве Правительства Астраханской области предоставления истцу жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          Обязать Правительство Астраханской области предоставить Равилову ФИО5 во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не ниже нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в Астраханский облсуд в течение 10 дней.

Судья: