№2-1260/2011 требовнаие о предостлавении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 апреля 2011г. Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Г.К. Шамшутдиновой

при секретаре Д.В.Максимове,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Астрахани в интересах Сидоренко О.В., Дунаевой В.И., Бакланова М.М., Шипуновой Т.В., Дунаева Р.И. к администрации МО «Город Астрахань» о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кировского района г.Астрахани обратился в суд с иском, указав, что семья Сидоренко О.В. в составе пяти человек зарегистрированы по адресу: г.Астрахань, ул.Ахшарумова 63 кв.10.

Распоряжением мэра г.Астрахани от 26.03.2007 № 213-р-м «О признании домов аварийными и подлежащими сносу» домовладение по <адрес> включено в список домов, подлежащих сносу.

Администрацией города жилое помещение семье Сидоренко О.В. не предоставляется, в связи с чем прокурор просит обязать ответчика предоставить истцам на состав семьи пять человек во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью в соответствии с установленной нормой представления.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Моралева К.А. исковые требования поддержала.

Истцы Сидоренко О.В., Дунаева В.И. исковые требования поддержали. Соистцы в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель администрации г.Астрахани в лице управления по жилищной политике Малыгина О.Б. иск не признала, указав, что семья не признана малоимущей, Дунаева В.И. не включена в состав семьи Сидоренко О.В., требования о предоставлении жилья по норме предоставления не основано на законе.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что семья Сидоренко О.В. в составе пяти человек зарегистрирована в квартире № 10 дома 63 по ул.Ахшарумова г.Астрахани, общей площадью 22,5 кв.м.

На основании заключения городской межведомственной комиссии от 07.02.2007 жилой дом литера «Б», где расположена квартира <адрес> признан непригодным для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

Распоряжением мэра г.Астрахани от 26.03.2007 № 213-р-м «О признании домов аварийными и подлежащими сносу» домовладение по ул.Ахшарумова 63 литер А и Б включено в список домов, подлежащих сносу.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.97 № 20-П, Определение от 15.02.2005 № 17-О).

В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище.

Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Как выяснено, семья Сидоренко О.В. состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2003г. на основании постановления администрации Советского района от 18.12.2003 № 2317, в связи с чем, как граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, она сохраняет право состоять на данном учете до получения жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, на граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., то есть по ранее действовавшему законодательству, не распространяются требования нового ЖК РФ о принятии на такой учет лишь тех граждан, которые могут быть признаны малоимущими.

Что касается Дунаевой В.И., то как следует из материалов личного дела, при постановке Сидоренко О.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, она уже проживала по тому же адресу, однако на тот период времени не имела гражданства.

Решением Советского суда г.Астрахани от 30.09.2010 за Сидоренко О.В. и членами ее семьи, в том числе Дунаевой В.И., было признано право пользования указанной квартирой и на администрацию города возложена обязанность заключить с указанными лицами договор социального найма.

Таким образом, занимая жилое помещение по договору социального найма, и в силу указанных норм закона семья Сидоренко О.В. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.

В то же время, прокурором заявлены требования со ссылкой на ч.2 ст.57 ЖК РФ, об обязанности администрации предоставить жилое помещение по установленным нормам предоставления.

В то же время прокурором не учитывается, что норма ст.57 ЖК РФ подлежит применения во взаимосвязи с иными нормами жилищного законодательства. В силу статьи 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» необходимо также иметь в виду, что другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Следует также отметить, что в силу ч. 3 ст. 16ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством с учетом положений, предусмотренных его ст. ст. 32, 86.

По указанным основаниям доводы искового заявления прокурора в этой части не могут быть приняты во внимание.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194,196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию г.Астрахани предоставить Сидоренко ФИО10, Дунаевой ФИО11, Бакланову ФИО12, Шипуновой Татьяне ФИО13, Дунаеву ФИО14 жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям.

Решение может быть обжаловано, прокурором принесено представление в Астраханский облсуд в течение 10 дней.

Судья: