2-1542/2011 по иску незаконные действия судебного пристова



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 апреля 2011 года                                                                                    г. Астрахань                            

Кировский районный суд г. Астрахани в составе

председательствующего судьи Ивановой О.А.

при секретаре Коневой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела             № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области Акаевой И,

у с т а н о в и л:

Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя указав, что на основании исполнительного листа, выданного Икрянинским районным судом ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению К к управлению земельными ресурсами администрации <адрес> о признании незаконным действий управления земельными ресурсами администрации <адрес>, выразившихся в отказе в передаче в собственность земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., расположенных в с.т. «Химик», обязании предоставить в собственность вышеуказанные земельные участки было возбуждено исполнительное производство. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем ОИП №1 г. Астрахани УФССП по Астраханской области              Акаевой И.З. было вынесено постановление о наложении и взыскании с управления земельными ресурсами администрации города Астрахани исполнительного сбора в размере <данные изъяты> руб. Основанием для наложения исполнительного сбора послужило не исполнение решения суда в срок для добровольного исполнения без уважительных причин. Заявитель считает, что данное обстоятельство не соответствует действительности, поскольку письмом от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав - исполнитель был проинформирован о принятии решения о предоставлении земельного участка и подготовки проекта постановления администрации города Астрахани. Однако, несмотря на данное письмо, судебным - приставом исполнителем ДД.ММ.ГГГГ в адрес управления было направлено постановление о взыскании исполнительского сбора и требование об исполнении решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим заявитель просит суд признать незаконным и отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава - исполнителя Акаевой И.З. о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб., а также освободить управление земельными ресурсами администрации <адрес> от взыскания исполнительского сбора. Также просит суд признать действия судебного             пристава - исполнителя Акаевой И.Т., выразившиеся в вынесении требования от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и отменить данное требование.

В судебном заседании представитель заявителя Зеленский А.Н. заявленные требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Судебный пристав- исполнитель МО по ОИП № 1 УФССП по Астраханской области Акаева И.З., будучи надлежащим образом извещенной, в судебное заседание не явилась, причину неявки суду не сообщила.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области Фирсова О.В. требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать.

Хайдуков В.А., будучи надлежащим образом извещенным в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил.

Представитель Хайдукова В.А. - Аржуханов А.Р. оставил рассмотрение заявленных требований на усмотрение суда.

В силу ст. 257 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, исполнительное производство, приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, если указанным решением, действиями (бездействием) нарушены его права.

В соответствии с требованиями статьи 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

Из пункта 1 статьи 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных Федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Согласно пункту 1 статьи 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 118 -ФЗ «О судебных приставах», которым установлены обязанности и права судебных приставов - исполнителей, в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Конституционный принцип правового государства возлагает на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, что предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод (статья 1, часть 1; статьи 2, 17 и 18; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации). Правосудие как важнейший элемент данного правопорядка по самой своей сути является таковым, если обеспечивает справедливое разрешение дела и эффективное восстановление в правах.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Эти требования корреспондируют в статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно пункту 11 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона.

При этом срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (пункт 12 статьи 30 Закона).

Согласно положениям пунктов 1, 2, 3 статьи 112 Закона, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника, который, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, является санкцией за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности) и налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя.

Полномочием налагать предусмотренное им взыскание наделен судебный пристав - исполнитель. Полномочие судебного пристава - исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично - правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично - правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.

Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что решением Икрянинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ суд признал незаконным решение комитета по вопросам землеустройства и земельным ресурсам администрации МО «Город Астрахань» об отказе в предоставлении земельных участков для садоводства К по адресу: <адрес>, Садоводческое товарищество «Химик» завода «Стекловолокна», участок . Кроме того, суд обязал комитет по вопросам землеустройства и земельным ресурсам администрации МО «Город Астрахань» предоставить в собственность К земельные участки по указанному адресу. Решение сторонами обжаловано не было. Решение сторонами не оспоривалось.

Определением Икрянинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что исполнение решения Икрянинского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ возложено на управление земельными ресурсами администрации <адрес>.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ОИП                         <адрес> Федеральной службы судебных приставов по <адрес> К от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Икрянинским районным судом <адрес> по гражданскому делу по заявлению К о признании незаконным решения комитета по вопросам землеустройства и земельным ресурсам администрации МО «Город Астрахань» было возбуждено исполнительное производство в отношении должника управления земельными ресурсами администрации <адрес>. Должнику в срок 5 дней предложено добровольно исполнить требования, указные в исполнительном документе. Кроме того, должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб.

В силу ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Постановление о возбуждении исполнительного производства должником получено ДД.ММ.ГГГГ вх. , в связи с чем срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе начал исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Однако, в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования, содержащиеся в исполнительном документе исполнены не были, документы, подтверждающие уважительность причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа должником в службу судебных приставов - исполнителей представлено не было.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ОИП                           <адрес> Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Акаевой И.З. вынесено постановление о взыскании с управления земельными ресурсами исполнительского сбора в размере 5 000 руб. и требование об исполнении решения Икрянинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Указанные документы были получены должником ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами исполнительного производства.

Доводы заявителя о том, что управлением земельными ресурсами администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ исх. в службу судебных приставов МО по ОИП <адрес> Федеральной службы судебных приставов по <адрес> направлено сообщение с указанием, что в настоящее время подготовлен проект постановления                            «О предоставлении К земельных участков в садоводческом товариществе «Химик» в <адрес> для садоводства», который проходит процедуру согласования, именно это сообщение подтверждает невозможность исполнения решения суда в установленный судебным приставом срок суд не может принять во внимание по следующим основаниям.

Сообщение поступило в службу судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ (что подтверждается конвертом), то есть после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и требования об исполнении решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что признавая причину неисполнения должником исполнительного документа неуважительной, судебный пристав-исполнитель МО по ОИП <адрес> Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Акаева И.З. правомерно вынесла ДД.ММ.ГГГГ постановление о взыскании с управления земельными ресурсами администрации <адрес> исполнительского сбора в размере                      <данные изъяты> руб. и требование об исполнении решения суда.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования о признании постановления судебного пристава - исполнителя МО по ОИП               <адрес> Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Акаевой И.З. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, требования от ДД.ММ.ГГГГ об исполнении решения суда незаконными, а также об освобождении от взыскания исполнительского сбора заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 144,194-199, 441 ГПК РФ, суд,

Р е ш и л :

В удовлетворении заявления управления земельными ресурсами администрации <адрес> о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Акаевой И отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья                                                                                                             О.А. Иванова