2-1538/2011 по иску прокурора Трусовского района



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2011 года

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Бутыриной О.П.

при секретаре Чумаковой В.В.,

    

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Трусовского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к Управлению благоустройства и озеленения администрации г.Астрахани об оспаривании бездействия,

у с т а н о в и л:

Прокурор Трусовского района г. Астрахани обратился в суд с иском к ответчикам об оспаривании бездействия и ликвидации несанкционированной свалки между жилыми домами по адресу: <адрес>, между <адрес>, <адрес>, указав в заявлении, что в соответствии с нормами Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131, Устава муниципального образования «Город Астрахань» к вопросам местного значения г.Астрахани относятся организация мероприятии по охране окружающей среды в границах г.Астрахани: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Постановлением мэра г.Астрахани от 24.05.2010 года № 3527-а-м утверждено Положение об управлении благоустройства и озеленения администрации г.Астрахани, которое осуществляет функции заказчика из средств городского бюджета по ликвидации несанкционированных свалок. Данная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения чистоты и порядка в городе, а также обеспечения экологически чистой среды обитания. Однако по результатам проведенного обследования на территории Трусовского района г.Астрахани несанкционированно размещены отходы производства и потребления 3,4,5 класса опасности по адресу: <адрес>, между <адрес>, <адрес>. Таким образом, ответчики не обеспечивают надлежащую чистоту и порядок в городе, что создает реальную угрозу безопасности для жизни, здоровья и имущества населения г. Астрахани. В связи с чем прокурор просил суд обязать Управление благоустройства и озеленения администрации города Астрахани ликвидировать несанкционированную свалку между жилыми домами по адресу: <адрес>, между <адрес>, <адрес>

Впоследствии прокурор уточнил требования, обратившись в рамках главы 25 ГПК РФ, согласно которым, просил признать бездействие Управления благоустройства и озеленения администрации города Астрахани по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки незаконным и обязать Управление благоустройства и озеленения администрации города Астрахани в течение одного месяца ликвидировать несанкционированную свалку между жилыми домами по адресу: <адрес>, между <адрес>, <адрес>.

В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора Мамцев М.Н. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Просил суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель Управления благоустройства и озеленения администрации города Астрахани Сутковой Е.В. в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, пояснив суду, что сам факт наличия несанкционированной свалки они не оспаривают, но с их стороны принимаются меры к ее ликвидации, в частности ведется работа по заключению муниципальных контрактов, на что необходимо время и соответствующее финансирование.

Суд, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц об оспаривании решений, действий (бездействии), если такими решениями, действиями(бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Статьей 22 ФЗ РФ «О санитарно- эпидемилогическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 года, Устава муниципального образования «Город Астрахань» к полномочиям администрации г. Астрахани относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.

         Постановлением мэра г.Астрахани от 24.05.2010 года № 3527-а-м утверждено положение об управлении благоустройства и озеленения администрации г.Астрахани, которое осуществляет функции заказчика из средств городского бюджета по ликвидации несанкционированных свалок. (п. 3.1).

На основании правил благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Астрахани, утвержденных решением Совета г.Астрахани от 01.07.2003г. № 51: юридические лица и граждане, имеющие в собственности или на ином вещном праве земельные участки, здания, сооружения, коммуникации, жилые помещения, обязаны обеспечить санитарную очистку и уборку закрепленного участка в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, в том числе: уборку площадей, тротуаров, дорог, проездов, набережных, дворовых территорий, остановочных площадок общественного транспорта; сбор и вывоз уличного мусора и смета, снега и льда, хранение мусора и отходов в закрытых контейнерах, содержание в чистоте и технически исправном состоянии мест установки контейнеров и самих контейнеров (п.1.1.1 Правил) 1.14.1.; в целях обеспечения чистоты и порядка в городе Астрахани запрещается: вывозить твердые и жидкие бытовые отходы, строительный мусор в места, не отведенные для их захоронения и утилизации; (п.1.14.1 Правил); твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны, поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. (п.2.5.2 Правил).

Судом установлено, и не оспаривалось в судебном заседании, что была проведена проверка по факту несанкционированных свалок на территории Трусовского района г.Астрахани.

Как усматривается из акта при обследовании территории Трусовского района г.Астрахани по адресу : <адрес>, между <адрес>, <адрес> в естественном углублении рельефа местности несанкционированно на почве размещены отходы производства и потребления - обтирочный материал, загрязненный маслами, фильтры промасленные, мусор от бытовых помещений, организаций несортированный, мусор строительный, обувь, одежда, потерявшая потребительские свойства, медицинские отходы шприцы одноразовые использованные, отходы содержащие черные металлы, шины пневматические отработанные, тормозные колодки отработанные, свечи зажигания автомобильные отработанные, лом черных металлов несортированный, резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства, древесные отходы, отходы упаковочного картона, пластиковые бутылки, пакеты, мешки, потерявшие потребительские свойства, прочие отходы бумаги, пластмассовая незагрязненная тара, стеклянный бой, обрезки и обрывки тканей, электрические лампы накаливания отработанные и брак, железные бочки, банки из под краски, отходы сухой растительности, обрезь деревьев - площадь захламления составила 2400 кв.м., высота- 0,2 кв.м., общий объем 480 куб.м. Доказательств того, что несанкционированная свалка устранена, суду представлено не было.

Поскольку органом местного самоуправления не принимаются надлежащие меры по обеспечению надлежащей чистоты и порядка в городе, что создает реальную угрозу безопасности для жизни, здоровья и имущества населения г. Астрахани, суд приходит к выводу, что фактически имеет место бездействие.

Доводы представителя заинтересованного лица в той части, что бездействие как таковое отсутствует и принимаются меры к ликвидации несанкционированных свалок, суд считает несостоятельными,поскольку в судебное заседание не было представлено таковых доказательств, в то время как такая обязанность в силу закона возложена на орган, чьи решения, действия(бездействие) обжалуется.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан.

В связи с этим суд считает необходимым возложить на Управление благоустройства и озеленения администрации города Астрахани обязанность по ликвидации несанкционированной свалки.       

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой заявитель был освобожден, взыскиваются с органа местного самоуправления или структурного подразделения такого органа, являющегося юридическим лицом. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств (п.30 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2)..

В связи с этим расходы по уплате госпошлины в сумме <данные изъяты> руб. подлежат взысканию с заинтересованного лица.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Трусовского района г. Астрахани удовлетворить.

Признать бездействие Управления благоустройства и озеленения администрации города Астрахани обязать администрацию г.Астрахани по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки <адрес>, между <адрес>, <адрес> незаконным.

Обязать Управление благоустройства и озеленения администрации города Астрахани ликвидировать несанкционированную свалку между жилыми домами по адресу: <адрес>, между <адрес>, <адрес>.

Взыскать с Управления благоустройства и озеленения администрации города Астрахани в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья: