2-1508/2011 решение по иску Прокурора Ао в инт. Горелышевой В.М. о предотсавлении жилого помещения.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2011 года

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Морозовой О.А.

при секретаре Ажгалиевой А.Х.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Астраханской области в интересах Горелышевой В.М. к Правительству Астраханской области, третьему лицу на стороне ответчика Министерству социального развития и труда Астраханской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Астраханской области обратился в суд в интересах Горелышевой В.М. с иском к ответчику об обязательстве предоставления жилого помещения, указав в заявлении, что Горелышева В.М. в несовершеннолетнем осталась без попечения родителей. Ее мать умерла 1993 года, а отец решением Володарского районного суда г. Астрахани от 20.01.2005 года лишен родительских прав. Постановлением главы МО «Маковский сельсовет» в отношении Горелышевой В.М. было установлено попечительство, и попечителем назначена <данные изъяты> В 2005 году она принята на учет на предоставление благоустроенной жилой площади, где состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени. С 01.09.2010 г. Горелышева В.М. обучается в ОГОУ НПО «Профессиональный лицей № 8», срок окончания в котором установлен 30.06.2013 год. До настоящего времени жилым помещением она не обеспечена. Поскольку она относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, просит обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение на состав семьи 1 человек.

Представитель прокуратуры Астраханской области Пушкинская Е.А. в судебном заседании иск поддержала по изложенным в нем основаниям. Просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель Правительства АО и Министерства социального развития и труда Астраханской области Бузина Е.Ю. в судебном заседании иск не признала и дополнительно суду пояснила, что в силу ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по предоставлению жилого помещения Горелышевой В.М. у Правительства Астраханской области возникнет только после окончания ею учебного заведения. В настоящее время оснований для предоставления ответчиком Горелышевой В.М. жилого помещения не имеется. Просила суд у иске прокурора Астраханской области в интересах Горелышевой В.М. отказать.

Горелышева В.М., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась. Причины не явки суду не сообщила.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившегося лица.

Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Горелышева В.М. в несовершеннолетнем осталась без попечения родителей. Ее мать умерла 1993 года, а отец решением Володарского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Постановлением главы МО «Маковский сельсовет» в отношении Горелышевой В.М. было установлено попечительство, и попечителем была назначена <данные изъяты>. В 2005 году Горелышева В.А. принята на учет на предоставление благоустроенной жилой площади, где состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени. С 01.09.2010 г. Горелышева В.М. обучается в ОГОУ НПО «Профессиональный лицей № 8», срок окончания в котором установлен 30.06.2013 год.

По состоянию на 2011 год Горелышева В.М. стоит в списке очередности за № 35. Жилого помещения до настоящего времени ей не предоставлено. Закрепленного жилого помещения за ней не имеется.

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 21.12.96г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Однако, в данном случае Горелышева В.М. до окончания учебного заведения не обеспечена жилым помещением.

Согласно Справки ОГОУ НПО «Профессиональный лицей № 8» от 17.03.2011 года № 167 лицей общежитием не располагает и мест для проживания не предоставляет.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 вышеуказанного Закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом положения данного закона конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно части 4 этой же статьи Жилищного кодекса вышеназванным категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных граждан жилыми помещениями.

Из указанных требований закона следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

А поскольку закон субъекта Российской Федерации - Астраханской области о наделении в установленном законом порядке органа местного самоуправления - администрации г. Астрахани государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, не принимался, то обеспечение жильем граждан данной категории является обязанностью Правительства Астраханской области.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, а также в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется по договору социального найма в черте соответствующего населенного пункта общей площадью не ниже нормы предоставления.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора Астраханской области в интересах Горелышевой В.А. о предоставлении ей на состав семьи 1 человек вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, пригодного для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Обязанность по предоставлению жилого помещения Горелышевой В.А. необходимо возложить на Правительство Астраханской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Правительство Астраханской области предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не ниже нормы предоставления Горелышевой В.М. на состав семьи 1 человек.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья: