Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 июня 2011 года Кировский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Морозовой О.А. при секретаре Ажгалиевой А.Х. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Астраханской области в интересах Лаюрова И.Ю. к Правительству Астраханской области, третьему лицу Министерству образования и науки Астраханской области о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: Прокурор Астраханской области обратился в суд с иском в интересах Лаюрова И.Ю. к ответчику об обязательстве предоставления жилого помещения, указав в заявлении, что Лаюров И.Ю. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте Его мать <данные изъяты> решением Лиманского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Распоряжением главы администрации Лиманского района АО от 03.12.1992 года № 465-р он направлен в детское государственное учреждение. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> где находился на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год являлся воспитанником <данные изъяты> где находился на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Профессиональном училище № с. Енотаевка. Администрацией Лиманского района Лаюров И.Ю. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения. До настоящего времени жилым помещением он не обеспечен. Поскольку он относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении, просили суд обязать ответчика предоставить Лаюрову И.Ю. благоустроенное жилое помещение на состав семьи 1 человек. Представитель прокуратуры Астраханской области Пушкинская Е.А. в судебном заседании иск поддержала по изложенным в нем основаниям. Просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Представитель Правительства АО и Министерства образования и науки АО Бузина Е.Ю. в судебном заседании иск не признала и дополнительно суду пояснила, что Лаюров И.Ю. не был в установленном законом порядке признан лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. В связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Просила суд в иске прокурору Астраханской области в интересах Лаюрова И.Ю. отказать. Лаюров И.Ю., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месту слушания дела, в судебное заседание не явился, причины не явки суду не сообщил. В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося Лаюрова И.Ю. Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Лаюров И.Ю. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте Его мать <данные изъяты>. решением Лиманского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Распоряжением главы администрации Лиманского района АО от 03.12.1992 года № 465-р Лаюров И.Ю. направлен в детское государственное учреждение. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год он являлся воспитанником ОГОУ <данные изъяты> где находился на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год являлся воспитанником ОГОУ «<данные изъяты> где находился на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Профессиональном училище №, где также находился на полном государственном обеспечении. Администрацией Лиманского района он признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Жилого помещения до настоящего времени ему не предоставлено. Закрепленного жилого помещения за Лаюровым И.Ю. не имеется. В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 21.12.96г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 вышеуказанного Закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом положения данного закона конкретизируются в жилищном законодательстве. В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Согласно части 4 этой же статьи Жилищного кодекса вышеназванным категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных граждан жилыми помещениями. Из указанных требований закона следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». А поскольку закон субъекта Российской Федерации - Астраханской области о наделении в установленном законом порядке органа местного самоуправления - администрации г. Астрахани государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, не принимался, то обеспечение жильем граждан данной категории является обязанностью Правительства Астраханской области. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, а также в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется по договору социального найма в черте соответствующего населенного пункта общей площадью не ниже нормы предоставления. Доводы представителя ответчика в той части, что Лаюров И.Ю. не имеет права на предоставление жилого помещения по тем основаниям, что он не был признан лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, суд находит несостоятельными. Пункт 2 ст. 123 Семейного кодекса РФ устанавливает правило о временном возложении исполнения обязанностей опекуна (попечителя) на органы Опеки и попечительства. Именно эти органы обеспечивают реализацию его прав на содержание, защиту, воспитание и образование. Все дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат учету. Деятельность по организации учета ведется в соответствии с правилами, установленными Семейным кодексом РФ, а также ФЗ «О Государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Ненадлежащее исполнение органами опеки и попечительства, возложенных на них полномочий, не может повлечь нарушения права Лаюрова И.Ю., поскольку фактически Лаюров И.Ю. с 03.12.1992 года в связи с лишением его матери родительских прав передан на попечение органам опеки и попечительства, которыми был направлен в государственные заведения, где находился на полном государственном обеспечении. На воспитание отцу Лаюров И.Ю. не передавался. Сведений об участии отца в жизни сына у суда не имеется. Следовательно, с момента лишения его матери родительских прав, Лаюров И.Ю. остался без попечении родителей. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора Астраханской области действующего в интересах Лаюрова И.Ю. о предоставлении ему на состав семьи 1 человек вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, пригодного для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Обязанность по предоставлению жилого помещения Лаюрову И.Ю. необходимо возложить на Правительство Астраханской области. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать Правительство Астраханской области предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не ниже нормы предоставления Лаюрову И.Ю. на состав семьи 1 человек. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней. Судья: