2-1809/2011 по иску Малюгиной



Р Е Ш Е Н И Е

26 мая 2011 года Кировский районный суд г.Астрахани в составе: председательствующего судьи Бутыриной О.П.

При секретаре Чумаковой В.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малюгиной В.И. к Управлению по жилищной политике администрации г.Астрахани об оспаривании бездействия и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении

У С Т А Н О В И Л:

Малюгина В.И. обратилась в суд с иском об обязании ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указав в обоснование своих доводов, что проработала на Крайнем Севере 17 лет, в 1992 году переехала в г.Астрахань. Проживает в общежитии Астраханского технического колледжа по договору найма, собственного жилого помещения не имеет. В соответствии с ФЗ от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» имеет право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета. 22.12.2010 года обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет на улучшение жилищных условий в соответствии со статьями 51,52 Жилищного кодекса РФ, приложив необходимый пакет документов. Однако 22.02.2011 года в постановке на учет ей было отказано в связи с тем, что органом исполнительной власти субъекта Астраханской области полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья органам местного самоуправления переданы не были. Данный отказ считает незаконным, нарушающим ее права, так как не позволяет реализовать право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. В связи с этим просила признать отказ Жилищного управления администрации города Астрахани незаконным и обязать и обязать поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В последующем требования были изменены, поставлен вопрос о признании бездействия Жилищного управления администрации города Астрахани незаконным по рассмотрению ее заявления о постановке на учет и обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку мотивированный отказ по ее заявлению о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не принимался.

В судебном заседании истец Малюгина В.И. поддержала заявленные требования, пояснив суду, что ранее до 1992 года проживала в районе Крайнего Севера, где состояла на очереди на улучшение жилищных условий. Выйдя на пенсию, приехала в Астрахань. С учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по прежнему месту жительства была снята, а в г.Астрахани на такой учет не вставала, проживает в общежитии, собственного жилья не имеет. Считает, что имеет право на получение жилищной субсидии, в связи с чем обращалась в Жилищное Управление предоставив все необходимые документы. Однако до настоящего времени она на учет не поставлена, решения об отказе в установленном законом порядке не принято.

Представитель ответчика Жилищного Управления администрации г.Астрахани Тырнова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив суду, что решение о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в отношении Малюгиной В.И. не принималось поскольку Жилищное управление не наделено полномочиями по постановке на учет указанной категории граждан. Регистрацию и учет в соответствии с имеющимся порядком должен осуществлять орган исполнительной власти субъекта РФ, в связи с чем ее документы и были перенаправлены в Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области. Считает, что им как органам местного самоуправления соответствующих полномочий в настоящее время не представлено, а в соответствии со ст.51 ЖК РФ оснований для принятия решения не было.

Представитель третьего лица Министерства строительства и дорожного хозяйства Джамеков Д.И. в судебном заседании пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Малюгина В.И. имеет право на получение субсидии за счет средств федерального бюджета. Для реализации данного права лицо должно быть поставлено на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включено в соответствующий список, который передается уже в исполнительные органы субъектов РФ и уполномоченным органом производится выплата субсидий. На территории Астраханской области данный вопрос (выплата субсидии) находится в компетенции Министерства по строительству и дорожного хозяйства. Однако ввиду того, что нормы действующего законодательства в части передачи полномочий органам местного самоуправления по регистрации и учету граждан данной категории в качестве нуждающихся в жилых помещениях не совершенно ввиду отсутствия специального закона на передачу таких полномочий, в настоящее время подготовлен проект федерального закона и проходит процедуру согласования в части внесения соответствующих изменений в закон о передачи таких полномочий органам местного самоуправления.

Суд, выслушав доводы истца Малюгиной В.И., представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела и представленные суду документы, приходит к следующему выводу.

Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие(бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, если указанным решением, действием (бездействием) нарушены его права либо созданы препятствия для осуществления прав и свобод (ст.254 ГПК РФ).

В соответствии с ФЗ от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом, Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с которым регистрация и учет граждан данной категории производится по месту их постоянного проживания органами исполнительной власти субъектов РФ, которые могут передавать органам местного самоуправления осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

В соответствии с указанным Положением регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания (п.2).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Между тем данное полномочие закреплено за субъектами РФ Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ (пп. "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ) и не подпадает под перечень собственных полномочий субъектов РФ по предметам совместного ведения.

Кроме того, в самом Федеральном законе не закрепляется возможность передачи данного полномочия органам местного самоуправления.

В соответствии с п..19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от21.03.2006 года № 153 для участие в подпрограмме граждане подают заявление в тот орган, где они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На территории Астраханской области учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления в лице Жилищного управления администрации г.Астрахани.

Однако, полномочия по учету и регистрации граждан вышеназванной категории, органам местного самоуправления не передавались.

В законе на сегодняшний день указано о наличии данного полномочия у органа исполнительной власти субъекта РФ.

Подтверждением данных обстоятельств также является установленный порядок принятия на учет, предусмотренный п.2,3,9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение установленной льготы в виде социальной выплаты должен представить в орган исполнительной власти перечень документов, предусмотренный данным пунктом и в течение 15 дней должно быть принято решение о постановке на учет или об отказе.

В случае наличия закона о передаче указанных полномочий органам местного самоуправления данные требования должны быть исполнены органом местного самоуправления.

Как было установлено в судебном заседании, Малюгина В.И. 22 декабря 2010 года, а затем 15 февраля 2011 года обратилась с заявлением на имя начальника Управления по жилищной политике администрации города Астрахани о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, выехавшее из районов Крайнего Севера(л.д.10,25). К указанному заявлению приложила документы, подтверждающие ее проживание и работу на Крайнем Севере.

По данному заявлению Жилищное Управление администрации города Астрахани 22 февраля 2011 года в адрес Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области направила все представленные Малюгиной В.И. документы для рассмотрения вопроса о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку данный вопрос находится в полномочиях органа исполнительной власти субъекта РФ и органам местного самоуправления такие полномочия не передавались(л.д.29). О принятом решении просили сообщить Малюгиной В.И, копия данного письма также была направлена для сведения самому заявителю.

Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области

решения о постановке на учет Малюгиной В.И. не приняли, 08 апреля 2011 года рекомендовали обратиться в суд с иском у Жилищному управлению администрации города Астрахани ввиду несовершенства законодательства и отсутствия полномочий у органа местного самоуправления по ведению соответствующего учета(л.д.27).

Таким образом, решения о постановке Малюгиной В.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении либо об отказе не принималось, письма Жилищного управления и Министерства строительства м дорожного хозяйства таковым отказом не являются, так как требования Малюгиной В.И. о постановке на учет по существу не рассматривались, а была дана ссылка на отсутствие полномочий.

При этом суд приходит к выводу, что органы местного самоуправления (Жилищное управление администрации города Астрахани) не наделены полномочиями по ведению учета граждан данной категории (выехавших из районов Крайнего Севера), такие полномочия находятся в соответствии с законом у органов исполнительной власти субъектов РФ и в установленном законом порядке не передавались органам местного самоуправления.

При указанных обстоятельствах требования Малюгиной В.И. об оспаривании бездействия и обязании поставить ее на учет в каечстве нуждающегося в жилом помещении, не обоснованны и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Малюгиной В.И. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский Облсуд в течение 10 дней.

Судья: