06 июня 2011г. Кировский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Г.К.Шамшутдиновой при секретаре А.К.Джумаковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мусаевой А.А. об оспаривании решения УФМС России по Астраханской области, У С Т А Н О В И Л: Мусаева А.А. обратилась в суд с заявлением, указав, что в апреле 2010 г. из-за притеснений по национальному признаку была вынуждена покинуть государство своего обычного места жительства - Азербайджанскую Республику и прибыть в Астраханскую область и 17.11.2010 обратилась в УФМС России по Астраханской области с письменным ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации. В связи с тем, что она боялась преследования по национальному признаку, то вынуждена была незаконно пересечь государственную границу между Азербайджаном - Россией по поддельному паспорту. У нее отсутствовали документы, удостоверяющие ее личность (паспорт с признаками исправлений), для удостоверения своей личности она представила двух свидетелей: Казарову С.Г. и Ханадян Ю.С., являющихся гражданами Российской Федерации. На основании решения УФМС России по Астраханской области от 18.11.2010 ее ходатайство о признании беженцем на территории Российской Федерации было принято к рассмотрению по существу и выдано свидетельство СБ № 0027099. 14.02.2011 она обратилась в УФМС России по Астраханской области с заявлением с просьбой прекратить рассмотрение ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации, так как надеялась, что отношение к армянам в Азербайджане улучшится. 14.02.2011 рассмотрение ходатайства было прекращено. 21.02.2011 она подала заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. 24.05.2011 она получила уведомление об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных п. 2 ст. 12 ФЗ «О беженцах». Считая данное решение незаконным, заявитель просит его отменить. В судебном заседании заявитель доводы заявления поддержала. Представители УФМС РФ по Астраханской области Дорожкина Н.Н., Тиюбаев К.И. с доводами заявления не согласились, представили возражение. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Конституцией Российской Федерации определено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17, часть 1); Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (статья 63, часть 1). Названным конституционным положениям корреспондирует статья 14 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающая право каждого искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем и устанавливающая, что это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций. Право убежища закреплено также в Конвенции о статусе беженцев (1951 год) и Протоколе, касающемся статуса беженцев (1967 год), являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью российской правовой системы. Основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, а также экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом «О беженцах». Названный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища, т.е. права временно пребывать на территории Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 1, статья 12). Как установлено судом, при обращении заявителя в УФМС по Астраханской области указанным органом было установлено, что Мусаева Ареват Арсеновна, 30.12.1944 г.р., она же - Мусаева Арифа Арисовна, 30.12.1949 г.р., Еремова Ареват Арсеновна, 30.12.1944 г.р., уроженка г. Варташен Азербайджанской ССР, девичья фамилия - Еремова, по национальности - армянка, образование высшее, окончила Государственный педагогический институт имени В.И. Ленина Азербайджанского ордена Трудового Красного знамени, где обучалась с 1986 по 1990 г.г. по специальности - дошкольная педагогика и психология. Согласно анкете заявителя, ее прежнее постоянное место жительства : Р. Азербайджан, г. Баку, ул. Мирза Ага Алиева, д. 116. Замужем, но фактически с мужем не проживает 11 лет. 12.04.2010 заявитель покинула Азербайджан из г. Баку на автотранспорте и 13.04.2010 прибыла в Российскую Федерацию в г. Астрахань. Точный маршрут своего следования она не знает в связи с тем, что границу Российской Федерации пересекла незаконно. Лишь 17.11.2010 Мусаева А.А. обратилась в УФМС России по Астраханской области с письменным ходатайством о признании ее беженцем на территории Российской Федерации. В связи с тем, что у заявителя отсутствовали документы, удостоверяющие ее личность (паспорт с признаками исправлений, что не позволяет по данному документу установить личность) для удостоверения своей личности она представила двух свидетелей: Казарову С.Г. и Ханадян Ю.С.. В анкете Мусаева А.А. указала, что опасается преследования в Р. Азербайджан по национальному признаку и сообщила о нежелании возвращаться в страну своей гражданской принадлежности и о существовании реальной угрозы ее безопасности в случае возвращения на родину, в связи с опасениями за свою жизнь по национальному признаку. Согласно представленным документам, в соответствии с решением УФМС России по Астраханской области от 18.11.2010 ее ходатайство о признании беженцем на территории Российской Федерации было принято к рассмотрению по существу. 14.02.2011 заявитель обратилась с заявлением с просьбой прекратить рассмотрение ее ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации в связи с тем, что она хочет проживать на территории Российской Федерации. В соответствии с решением УФМС России по Астраханской области от 14.02.2011 рассмотрение ходатайства Мусаевой А.А. о признании беженцем на территории Российской Федерации было прекращено на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 6 ФЗ«О беженцах» ( подача заявления о прекращении рассмотрения ходатайства). 21.02.2011 Мусаева А.А. подала заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. В этот же день ей была выдана справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, а 20.05.2011 Мусаевой А.А. было отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Закона. Согласно п.2 ст.12 ФЗ «О беженцах» временное убежище может быть представлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» предусмотрено предоставление временного убежища в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено, ему не будет оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего он окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства), куда лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и т.д.). В ходе рассмотрения ходатайств таковых оснований установлено не было. На момент рассмотрения заявления Мусаевой А.А. о предоставлении временного убежища в Азербайджанской Республике нет внутреннего и международного конфликта, который охватывал бы всю территорию Азербайджана, о чем свидетельствует справка ФМС России «О некоторых особенностях общественно-политической и социально-экономической обстановки в Азербайджанской Республике». В результате медицинского обследования, проведенном в 2011 г., специалистами поликлиники МУЗ «Икрянинское ЦРБ» <адрес>, у нее не было выявлено каких-либо заболеваний. Заявитель при подаче заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и при собеседовании ссылается на следующие причины, по которым она в настоящее время не может вернуться в государство своего обычного места жительства: желание временно находится на территории Российской Федерации, жить в России и получить гражданство Российской Федерации. Дочь заявителя продолжает проживать в Азербайджане вместе с мужем и детьми. При изучении паспорта, предоставленного Мусаевой А.А. в качестве документа, удостоверяющего личность, выданного на имя Мусаевой Арифы Арисовны, УФМС установлено, что данная гражданка с 20.02.1970 до настоящего времени имеет регистрацию по адресу: <адрес> оглы, <адрес>; в данном документе не совпадают роспись владельца документа и подпись Мусаевой ФИО12; в паспорте отсутствуют отметки о пересечении государственной границы между Россией и Азербайджаном. Согласно информации, полученной из филиала НЦБ Интерпол УВД по Астраханской области, Мусаева ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Мусаева ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Еремова ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированными на территории Азербайджанской Республики не значится. Из материалов собеседования заявитель поясняла, что она в Азербайджане проживала по адресу: <адрес> (ранее - Колодезная), <адрес>. Данную квартиру она продала в январе 1999 года и снялась с регистрационного учета. Таким образом, подтверждение срока прибытия на территорию РФ, а также подтверждение факта проживания на территории Азербайджана, отсутствуют. Как указывал Конституционный Суд РФ, по своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах», является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П). Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что у должностных лиц УФМС России по Астраханской области имелись все основания для отказа в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Руководствуясь ст.ст.194,196-198,258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Мусаевой ФИО16 об оспаривании решения УФМС России по <адрес> об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации отказать. Решение может быть обжаловано в Астраханский облсуд в течение 10 дней. Судья: