2-2295/2011 решение по иску Прокуора г. Астрахани о предоставлении жилого помещения.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июня 2011 года

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Морозовой О.А.

при секретаре Ажгалиевой А.Х.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Астрахани в интересах <данные изъяты>, <данные изъяты>, к Администрации МО «Город Астрахань», третьему лицу Скворцовой Т.С. о предоставлении жилого помещения,

У с т а н о в и л :

Прокурор г. Астрахани обратился в суд в интересах <данные изъяты>, <данные изъяты> к ответчику о предоставлении жилого помещения, указав в заявлении, что <данные изъяты>. и <данные изъяты>. зарегистрированы по адресу: <адрес>. На основании заключения городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации г. Астрахани от 30.12.2008 года № 1394-р утвержден реестр многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в состав которых также вошел и <адрес>. Соответственно, лица, проживающие в указанном доме, пользуются правами, предусмотренными ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. До настоящего времени <данные изъяты> и <данные изъяты> не получили никакого жилья. Полагали данное бездействие администрации г. Астрахани незаконными, поскольку нарушены жилищные права несовершеннолетних <данные изъяты>. и <данные изъяты> В связи с чем просили суд обязать Администрацию г. Астрахани предоставить вне очереди <данные изъяты> и <данные изъяты> жилое помещение по договору социального найма согласно установленным социальным нормам, отвечающее установленным для жилых помещений требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора г. Астрахани Лысенков В.В. и третье лицо <данные изъяты> являющаяся опекунами <данные изъяты>. и <данные изъяты> иск поддержали по изложенным в нем основаниям. Просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель Администрации г. Астрахани Шабанова А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора г. Астрахани не признала и дополнительно суду пояснила, что <данные изъяты>. и <данные изъяты> администрацией г. Астрахани предоставлялось жилое помещение в связи с признанием жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Однако, опекун несовершеннолетних Скворцова Т.С. отказалась от предложенного жилого помещения. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что <данные изъяты> и <данные изъяты>. зарегистрированы по адресу: <адрес>.

На основании заключения городской межведомственной комиссии от 24.11.2008 года № 11 жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации г. Астрахани от 30.12.2008 года № 1394-р утвержден реестр многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в состав которых также вошел и <адрес>.

Однако, до настоящего времени несовершеннолетние <данные изъяты>. и <данные изъяты>. жильем не обеспечены.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Частью 2 указанной нормы права предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии со статьей 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не исключает возможности предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

Из материалов дела следует, что жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке.

С учетом изложенного несовершеннолетние <данные изъяты>. и <данные изъяты>. имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку жилой <адрес> в установленном законом порядке признан непригодным для проживания.

Однако, до настоящего времени Администрация г. Астрахани жилого помещения <данные изъяты> и <данные изъяты> не предоставила.

В связи с чем суд приходит к выводу, что требования прокурора г. Астрахани в интересах несовершеннолетних <данные изъяты> и <данные изъяты> об обязании администрации МО «Город Астрахань» предоставить им жилое помещение по договору социального найма согласно установленным социальным нормам, отвечающее установленным для жилых помещений требованиям являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Администрацию МО «Город Астрахань» предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не ниже нормы предоставления <данные изъяты> и <данные изъяты> на состав семьи 2 человека.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 27 июня 2011 года.

Судья: