2-2468/2011 решение по иску прокурора г. Астрахани в инт. Дивиной Е.Н. о предоставлении жилого помещения.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июня 2011 года

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

Председательствующего судьи Морозовой О.А.

При секретаре Ажгалиевой А.Х.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Астрахани в интересах Дивиной Е.Н. к Администрации МО «Город Астрахань» о предоставлении жилого помещения,

У с т а н о в и л :

Прокурор г. Астрахани обратился в суд в интересах Дивиной Е.Н. к ответчику о предоставлении жилого помещения, указав в заявлении, что Дивина Е.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Постановлением администрации г. Астрахани от 28.07.2010 года № 5348 Дивина Е.Н. принята на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. Распоряжением администрации г. Астрахани от 30.12.2008 года № 1394-р утвержден реестр многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в состав которых также вошел и <адрес>, лица, проживающие в указанном доме, пользуются правами, предусмотренными ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. До настоящего времени Дивина Е.Н. не получила никакого жилья. Полагали данное бездействие администрации г. Астрахани незаконными, поскольку нарушены жилищные права Дивиной Е.Н. В связи с чем просили суд обязать Администрацию г. Астрахани предоставить вне очереди Дивиной Е.Н. жилое помещение по договору социального найма согласно установленным социальным нормам, отвечающее установленным для жилых помещений требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора г. Астрахани Садретдинова О.А. иск поддержала по изложенным в нем основаниям. Просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель Администрации г. Астрахани Шабанова А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора г. Астрахани не признала и дополнительно суду пояснила, что Дивиной Е.Н. в связи с признанием <адрес> аварийным и подлежащим сносу предоставлено жилое помещение маневренного фонда. Основания для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма не имеется. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Дивина Е.Н., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась. Причины не явки суду не сообщила.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившегося лица.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Дивина Е.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>.

В соответствии с Распоряжением администрации г. Астрахани от 30.12.2008 года № 1394-р утвержден реестр многоквартирных жилых домов, подлежащих сносу, которые на основании заключений Городской межведомственной комиссии от 21.11.2009 года и 24.11.2009 года признанны аварийными и подлежащими сносу, в состав которых также вошел и <адрес>.

Постановлением администрации г. Астрахани от 28.07.2010 года № 5348 Дивина Е.Н. принята на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Однако, до настоящего времени Дивина Е.Н. жильем не обеспечена.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Частью 2 указанной нормы права предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии со статьей 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не исключает возможности предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

Из материалов дела следует, что жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке.

С учетом изложенного Дивина Е.Н. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку жилой дом, в котором она являлась нанимателем жилого помещения, в установленном законом порядке признан непригодным для проживания.

Однако, до настоящего времени Администрация г. Астрахани жилого помещения Дивиной Е.Н. не предоставила.

В связи с чем суд приходит к выводу, что требования прокурора г. Астрахани в интересах Дивиной Е.Н. об обязании администрации МО «Город Астрахань» предоставить ей жилое помещение по договору социального найма согласно установленным социальным нормам, отвечающее установленным для жилых помещений требованиям являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Обязать Администрацию г. Астрахани предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для постоянного проживания и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не ниже нормы предоставления Дивиной Е.Н..

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья: