РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 04 августа 2011 года Кировский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Хохлачевой О.Н. с участием прокурора Пушкинской Е.А. при секретаре Мартыновой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Астраханской области, обращающегося в интересах Кушмухамбетовой З.С. к Правительству Астраханской области, с привлечением третьего лица Министерства социального развития и труда Астраханской области о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Астраханской области обратился в суд с иском, указав, что Кушмухаметова З.С. осталась без попечения родителей, была поставлена на очередь на предоставление благоустроенной жилой площади в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку она относиться к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении и т.д., прокурор просит обязать ответчика предоставить Кушмухаметовой З.С. вне очереди благоустроенное жилое помещение. Представитель прокуратуры Астраханской области Пушкинская Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Кушмухамбетова З.С. в судебном заседании исковые требования прокурора Астраханской области, предъявленные в ее интересах, поддержала, просила их удовлетворить. Представитель Министерства социального развития и труда Астраханской области, уполномоченный представлять интересы Правительства Астраханской области, Бузина Е.Ю. в судебном заседании заявленные требования признала в полном объеме. Последствия признания иска представителю ответчика судом разъяснены и понятны. В силу ст. 173 ГПК РФ заявление о признании иска ответчиком приобщено к материалам дела. Признание иска ответчиком судом принято, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. В силу ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В судебном заседании установлено, что Кушмухамбетова З.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой. Отец ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Кушмухаметова З.С. была поставлена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилой площади при ГКУ Астраханской области «Центре социальной поддержки населения Володаровского района». По состоянию на 2011 год она стоит в списке очередности за №. Жилого помещения до настоящего времени Кушмухамбетовой З.С. не предоставлено. В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 21.12.96г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 вышеуказанного Закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом положения данного закона конкретизируются в жилищном законодательстве. В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Согласно части 4 этой же статьи Жилищного кодекса вышеназванным категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных граждан жилыми помещениями. Из указанных требований закона следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». А поскольку закон субъекта Российской Федерации - Астраханской области о наделении в установленном законом порядке органа местного самоуправления - администрации г. Астрахани государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, не принимался, то обеспечение жильем граждан данной категории является обязанностью Правительства Астраханской области. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, а также в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется по договору социального найма в черте соответствующего населенного пункта общей площадью не ниже нормы предоставления. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Прокурора Астраханской области о предоставлении Кушмухамбетовой З.С. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, пригодного для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Обязанность по предоставлению жилого помещения Кушмухамбетовой З.С. необходимо возложить на Правительство Астраханской области. Руководствуясь ст.ст.194,196-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Астраханской области обратившегося в интересах Кушмухамбетовой З.С. к Правительству Астраханской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать Правительство Астраханской области предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью на одного человека не ниже нормы предоставления Кушмухамбетовой З.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней. Судья: О.Н.Хохлачева