№2-3830/2011 решение прокурора Кировского района г. Астрахани в интересах Артемьевой А.А. к Правительству Астраханской области, с привлечением третьего лица ГКУ АО «Центр защиты прав детей» об обязании предоставления жилого помещения,



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2011 г.                                                                                             г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Рахматуллиной Е.А.

при секретаре                               Аксеновой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Астрахани в интересах Артемьевой А.А. к Правительству Астраханской области, с привлечением третьего лица ГКУ АО «Центр защиты прав детей» об обязании предоставления жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л

Прокурор Кировского района г. Астрахани в интересах Артемьевой А.А. обратился в суд с иском, указав, что Артемьева А.А. является сиротой, была поставлена на очередь на предоставление благоустроенной жилой площади в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку она относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении, просит обязать ответчика предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение с учетом наличия на иждивении сына, 2007 года рождения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского района                       г. Астрахани Пушкинская Е.А. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить.

          Артемьева А.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в связи с трудным финансовым положением прибыть в судебное заседание не может, исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме.

          Представитель Правительства Астраханской области, действующая по доверенности уполномоченного Министерства социального развития и труда Астраханской области, Забояркина А.В., в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась в части предоставления жилого помещения непосредственно истцу без учета членов её семьи.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года Артемьева А.А. находилась на полном государственном обеспечении. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты>

Закрепленного за Артемьевой А.А. жилья не имеется. Из материалов дела усматривается, что она была включена в общегородской список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения указанного закона конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Частью 4 статьи 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у Артемьевой А.А., имеющей статус лица из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, возникло право внеочередного представления жилого помещения по договору социального найма. Закон Астраханской области о наделении в установленном порядке органа местного самоуправления - администрации г. Астрахани, государственными полномочиями на обеспечение указанной категории лиц жилыми помещениями, не принимался.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возложении обязанности предоставления истице жилого помещения на Правительство Астраханской области.

        Жилое помещение, в силу ст.57 ЖК РФ, предоставляется по договору социального найма в черте соответствующего населенного пункта общей площадью на одного человека не ниже нормы предоставления.

Что касается требований о представлении жилья с учетом ее сына, то указанные требования не основаны на нормах закона, поскольку истцом в интресах Артемьевой А.А. заявлены требования о представлении жилья вне очереди как сироте.

Преамбула Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и ЖК РФ (статья 57) и Закон Астраханской области «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области».

В этой связи, оснований для распространения общих норм ЖК Российской Федерации и законодательства о предоставлении жилых помещений на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам, урегулированные специальным законом, не имеется.

Наличие на иждивении истицы малолетнего ребенка не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство Астраханской области предоставить Артемьевой А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., как сироте, во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не ниже нормы предоставления.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья: