2-3834/2011 решение по заявлению прокурора г. Астрахани об оспаривании решения органа местного самоуправления.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2011 года

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

Председательствующего судьи Морозовой О.А.

При секретаре Жиляковой А.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Астрахани об оспаривании решения органа местного самоуправления,

У с т а н о в и л:

Прокурор г. Астрахани обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав в заявлении, что прокуратурой города проведена проверка по обращению <данные изъяты> части законности действий и решений администрации города по вопросу признания жилого дома 131 по ул. 1-я Перевозная в Ленинском районе г. Астрахани подлежащим капитальному ремонту. В ходе проверки установлено, что 21.05.2010 года вопрос о пригодности для проживания многоквартирного жилого дома 131 по ул. 1-я Перевозная г. Астрахани дома был предметом рассмотрения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) муниципального жилого помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным. По результатам рассмотрения данного вопроса межведомственной комиссией сделано заключение № 3 о признании жилого дома 131 по ул. 1-я Перевозная г. Астрахани подлежащим капитальному ремонту. Однако, в данном случае в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» комиссия была вправе принять лишь одно из двух решений: решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, либо о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции. Кроме того, из заключения, выполненного ООО НПО «ДИАР» г. Москвы в 2009 году, следует, что основные строительные конструкции жилого дома находятся в недопустимом, ограниченного работоспособном состоянии и имеют большой физический износ. В последующем, в нарушение требований действующего законодательства, на основании заключения межведомственной комиссии распоряжением администрации г. Астрахани от 27.07.2010 года № 542-р принято решение о дальнейшем использовании указанного жилого дома - жилой дом подлежит капитальному ремонту. В связи с чем просил суд заключение межведомственной комиссии № 3 от 21.05.2010 г. и распоряжение администрации г. Астрахани от 27.07.2010 года № 542-о капитальном ремонте жилого дома 131 по ул. 1-я Перевозная г. Астрахани признать незаконными и отменить, и обязать администрацию г. Астрахани повторно рассмотреть вопрос о признании указанного жилого дома пригодным (непригодным) для проживания.

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Астрахани заявление поддержал по изложенным в нем основаниям. Просил суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель администрации МО «Город Астрахань» и Управления по строительной и жилищной политике администрации г. Астрахани Митрофанов А.В. в судебном заседании требования прокурора г. Астрахани не признал и дополнительно суду пояснил, что требование о признании заключения межведомственной комиссии незаконным предъявлено к ненадлежащему лицу. С учетом того, что решение межведомственной комиссии до настоящего времени не отменено, оспариваемое распоряжение, вынесенное на его основании, является законным. Рассмотрение вопроса пригодности (непригодности) жилого дома для проживания относится к компетенции межведомственной комиссии. Администрация г. Астрахани не наделена полномочиями обращения в данную комиссию с заявлением о рассмотрении вопроса пригодности (непригодности) жилого дома для проживания. В связи с чем просил суд отказать в удовлетворении требований, заявленных прокурором г. Астрахани, в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что 21.05.2010 года вопрос о пригодности для проживания многоквартирного жилого дома 131 по ул. 1-я Перевозная г. Астрахани дома был предметом рассмотрения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) муниципального жилого помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным. По результатам рассмотрения данного вопроса межведомственной комиссией сделано заключение № 3 о признании жилого дома 131 по ул. 1-я Перевозная г. Астрахани подлежащим капитальному ремонту.

Согласно п. 1.2. Положения о городской межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности) муниципального жилого помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным, утвержденного постановлением мэра города Астрахани от 27.06.2006 № 1115-м, деятельность комиссии осуществляется в рамках компетенции органов местного самоуправления г. Астрахани в области жилищных отношений, в своей деятельности комиссия руководствуется Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». Учитывая, что межведомственная комиссия создана органом местного самоуправления, доводы представителя администрации МО «Город Астрахань» в той части, что требование о признании заключения межведомственной комиссии незаконным предъявлено к ненадлежащему лицу, являются несостоятельными.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение), которым в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ в своей деятельности руководствуется городская межведомственная комиссия.

Данное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При этом в Положении даются понятия жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты) и многоквартирного дома.

В соответствии с п. 5 Положения жилым помещением признается:

жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем;

квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;

комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Многоквартирным домом, согласно ч. 6 Положения, признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п. 47 данного Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что в отношении многоквартирного дома комиссия может принять лишь два решения: решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, либо о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В отношении жилого помещения может быть принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик.

Как следует из заключения городской межведомственной комиссии № 3 от 21.05.2010 г., а также технического заключения, подготовленного ООО НПО «ДИАР», комиссией рассматривался вопрос о возможности дальнейшей эксплуатации здания жилого дома в целом, то есть о многоквартирном доме. Следовательно, исходя из вышеперечисленных норм, в данном случае комиссия была вправе принять лишь одно из двух решений: решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, либо о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Принятое комиссией решение возможно лишь в отношении отдельных жилых помещений в здании жилого дома, но не жилого дома в целом.

Таким образом, администрация города Астрахани в лице городской межведомственной комиссии при принятии заключения № 3 от 21.05.2010 г. вышла за рамки предоставленных полномочий, чем нарушила требования действующего законодательства.

Кроме того, решение комиссией принималось только на основании технического заключения, выполненного ООО НПО «ДИАР». Какие-либо другие заключения в материалах отсутствуют.

Согласно п. 7 технического заключения, выполненного специалистами ООО НПО «ДИАР», дефекты и повреждения, выявленные в ходе визуального обследования, характеризуют значительное снижение несущей способности отдельных конструкций, при которой присутствует опасность для пребывания людей и обрушения конструкций. Проверочные расчеты показали, что все несущие стены по осям В и Е в осях 26-32 не обеспечивают несущей способности.

При этом технико-экономический анализ целесообразности реализации каких-либо технических решений капитального ремонта здания в целом не проводился и на заседании межведомственной комиссии не был представлен, поэтому вывод о том, что здание жилого дома подлежит ремонту, ничем не обоснован.

Согласно п. 42 Положения комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В силу п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.

Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.

Однако, полного пакета документов, необходимых для рассмотрения вопроса о возможности дальнейшей эксплуатации здания жилого дома, комиссии предоставлено не было.

Также в силу п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. При этом, в силу ч. 6 указанного пункта, к работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

В данном же случае к работе комиссии не привлекались ни собственники жилого помещения, ни квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заключение межведомственной комиссии № 3 от 21.05.2010 г. о признании муниципального общежития по ул. 1-я Перевозная в г. Астрахани, подлежащим капитальному ремонту, является преждевременным (без технико-экономического анализа), незаконным (вынесенным с нарушением требований действующего законодательства) и подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

В результате незаконного решения органа местного самоуправления какие-либо меры к реконструкции или сносу здания общежития не принимаются, что может повлечь за собой обрушение ветхого дома и, как следствие, причинение вреда жизни и здоровью граждан, находящихся или могущих находиться в опасной зоне в указанном здании или вблизи него. Указанные обстоятельства создают угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

На основании указанного выше Заключения администрацией г. Астрахани издано распоряжение от 27.07.2010 года № 542-р, в соответствии с которым Комитет по ЖКХ администрации г. Астрахани обязан включить в план капитального ремонта на 2010 год жилой дом 131 по ул. 1-я Перевозная г. Астрахани, а также установлены сроки отселения граждан из помещений правого крыла (в осях В и Е) жилого дома.

Учитывая, что Распоряжение Администрации г. Астрахани № 542-р от 27.07.2010 года принято на основании Заключения межведомственной комиссии от 21.05.2010 года № 3, которое является незаконным, суд приходит к выводу, что требования прокурора г. Астрахани о признании незаконным указанного выше Распоряжения Администрации г. Астрахани являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Кроме того, прокурором г. Астрахани заявлены требования об обязании администрации г. Астрахани повторно рассмотреть вопрос о признании указанного жилого дома пригодным (непригодным) для проживания.

Поскольку рассмотрение вопроса пригодности (непригодности) жилого дома для проживания относится к компетенции межведомственной комиссии. Администрация г. Астрахани, данные вопрос в силу п. 42 Положения рассматривается на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, Администрацию МО «Город Астрахань» - собственника дома 131 по ул. 1-я Перевозная г. Астрахани, следует обязать обратиться в Межведомственную комиссию с заявлением о повторном рассмотрении вопроса о признании жилого дома № 131 по ул. 1-я перевозная в Ленинском районе г. Астрахани пригодным (непригодным) для проживания.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Признать незаконным и отменить Заключение межведомственной комиссии от 21.05.2010 года № 3 о признании муниципального общежития по ул. 1-я Перевозная в г. Астрахани, подлежащим капитальному ремонту.

Признать незаконным и отменить Распоряжение администрации г. Астрахани от 27.07.2010 года № 542-р «О дальнейшем использовании жилого дома по ул. 1-я Перевозная, 131 в Ленинском районе».

Обязать администрацию МО «Город Астрахань» обратиться в Межведомственную комиссию с заявлением о повторном рассмотрении вопроса о признании жилого дома № 131 по ул. 1-я перевозная в Ленинском районе г. Астрахани пригодным (непригодным) для проживания.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 03.10.2011 года.

Судья: