№2-3520/2011 по иску прокурора АО в интересах Коноваловой



                                                  РЕШЕНИЕ

                                    Именем Российской Федерации

10 октября 2011 года Кировский районный суд города Астрахани в составе: председательствующего судьи Бутыриной О.П.

С участием помощника прокурора Имашевой И.Д.

При секретаре Цыплугиной Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Астраханской области в интересах Коноваловой <данные изъяты> к Правительству Астраханской области, Министерству здравоохранения Астраханской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом

                                            УСТАНОВИЛ:

Прокурор Астраханской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Коноваловой Е.В. к Правительству Астраханской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, указав в обоснование своих доводов, что Коновалова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом 3 группы, имеет заболевание «<данные изъяты>». В связи с указанным заболеванием, его прогрессированием, был рекомендован перевод на лекарственный препарат Дазатиниб, который характеризуется более высокой эффективностью по сравнению с Иматинибом, принимаемым Коноваловой Е.В., сопровождается достижением положительных результатов в лечении. В 2010 году Коновалова Е.В. обращалась в Министерство здравоохранения Астраханской области для решения вопроса об обеспечении лекарственным препаратом, однако до настоящего времени ее просьбы остались без удовлетворения.24 мая 2011 года Управлением Росздравнадзора по Астраханской области в адрес Министерства здравоохранения Астраханской области было направлено обращение об обеспечении Коноваловой Е.В. жизненно необходимым лекарственным препаратом Дазатиниб в соответствии с медицинскими показаниями, однако никаких мер принято не было. Поскольку на Правительство Астраханской области возложены полномочия по защите прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, просили суд обязать Правительство Астраханской области обеспечить Коновалову Е.В. лекарственным препаратом Дазатиниб в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств областного бюджета.

Впоследствии исковые требования были дополнены и поставлен вопрос о возложении обязании по обеспечению лекарственным препаратом Коноваловой Е.В. и Министерства здравоохранения Астраханской области.

В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г.Астрахани Имашева И.Д. поддержала заявленные прокурором Астраханской области требования в полном объеме.

Коновалова Е.В. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить, поскольку лекарственный препарат Дазатиниб является для нее жизненно необходимым.

Представитель ответчика Правительства Астраханской области -Донцова М.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив суду, что обеспечение лекарственным препаратом Дазатиниб не входит в обязанность Правительства Астраханской области, поскольку названный препарат не входит в Перечень жизненно-важных лекарственных препаратов и в стандарт медицинской помощи. Данный вопрос находится в компетенции Министерства здравоохранения Астраханской области, и относится к расходным обязательства субъекта - Астраханской области.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Астраханской области - Кириллова Н.Ю. исковые требования признала частично, пояснив суду, что лекарственный препарат Дазатиниб не входит в Стандарты оказания медицинской помощи и его обеспечение может производиться за счет средств бюджета Астраханской области, данный препарат является дорогостоящим (около трехсот тысяч рублей месячная доза) и имеет сложную процедуру назначения. При обращении Коноваловой Е.В. за получением данного препарата, отсутствовали необходимые назначения и показания к применению, данные документы появились только во время судебного рассмотрения. Однако в настоящее время решить вопрос об обеспечении данным препаратом они не имеют возможности, так как отсутствуют денежные средства на приобретение указанного препарата, в бюджете на 2012 год, этих денег не заложено, соответственно эти обязательства можно предусмотреть при формировании бюджета лишь на 2013 год.

Представитель третьего лица Министерства финансов Астраханской области Безрукова Н.В. в судебном заседании не согласились с исковыми требованиями, пояснив суду, что обеспечение граждан бесплатной медицинской помощью на территории Астраханской области производится в рамках Программы государственных гарантий, утверждаемой ежегодно Правительством Астраханской области. Объемы помощи, нормативы финансовых затрат и другие показатели формируются в пределах бюджетных ассигнований бюджета Астраханской области и территориального фонда медицинского страхования Астраханской области. Коновалова Е.В. включена в Региональный регистр и реализует свое право на меру социальной поддержки в виде обеспечения лекарственными средствами за счет средств федерального бюджета. Обеспечение же препаратом Дазатиниб не входит в данную программу и должно обеспечиваться за счет средств бюджета Астраханской области. Однако, истец может реализовать свое право на получение меры социальной поддержки только одного вида (либо за счет средств федерального бюджета либо бюджета Астраханской области).

Суд, выслушав доводы всех участников процесса, исследовав материалы дела и представленные суду документы, приходит к следующему выводу.

В судебном заседании было установлено, что Коновалова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом 3 группы, имеет заболевание «<данные изъяты>» (л.д.11,12).

В связи с указанным заболеванием, его прогрессированием, был рекомендован перевод на лекарственный препарат Дазатиниб, который характеризуется более высокой эффективностью по сравнению с Иматинибом, принимаемым Коноваловой Е.В., сопровождается достижением положительных результатов в лечении (л.д.12).

В 2010 году Коновалова Е.В. обращалась в Министерство здравоохранения Астраханской области для решения вопроса об обеспечении лекарственным препаратом, однако до настоящего времени ее просьбы остались без удовлетворения. 24 мая 2011 года Управлением Росздравнадзора по Астраханской области в адрес Министерства здравоохранения Астраханской области было направлено обращение об обеспечении Коноваловой Е.В. жизненно необходимым лекарственным препаратом Дазатиниб в соответствии с медицинскими показаниями, однако никаких мер принято не было (л.д.13-15, 16-17, 18).

Доводы ответчиков в той части, что отсутствие финансирования на приобретение лекарственного препарата является основанием для отказа в предоставлении Коноваловой Е.В. Дазатиниба, суд считает не состоятельными и не обоснованными по следующим основаниям.

Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Установление конкретных способов и объемов такой защиты, отнесено к компетенции законодателя.

Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

Частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Согласно ст.1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года № 5487-1 гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации. Пунктом 11 ст.6 Основ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся обеспечение лекарственными и иными средствами. изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения. Находящихся в ведении субъекта Российской Федерации.

На основании п.8 ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ « О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами.

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. А органы государственной власти субъектов в соответствии с федеральной программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. При этом орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.

Медицинская помощь на территории РФ оказывается за счет бюджетных ассигнований всех бюджетов бюджетной системы.

За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ предоставляются лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными препаратами, предназначенными для больных гемофилией и др. с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Вышеназванным Постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Раздел «Категории заболеваний» указанного перечня предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов РФ отпуск всех лекарственных препаратов больным онкологическими заболеваниями.

При этом, на основании п.2 ст.16 Закона Астраханской области от 05.06.2009 года № 42\2009-ОЗ «О Правительстве Астраханской области» Правительство Астраханской области разрабатывает для представления Губернатором Астраханской области в Думу Астраханской области проект бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и плановый период, обеспечивает исполнение бюджета Астраханской области и готовит отчет о его исполнении.

Пунктами 5 и 6 статьи 22 названного закона на Правительство Астраханской области возложены полномочия по защите прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья; реализации единой государственной политики в сфере охраны здоровья населения и фармацевтической деятельности на территории Астраханской области, гарантии и доступности медицинской помощи в объеме медико-экономических стандартов, эффективному использованию научного потенциала в целях улучшения здоровья населения.

При указанных обстоятельствах доводы представителя ответчика Правительства Астраханской области о том, что они являются ненадлежащими ответчиками, суд считает не обоснованными.

Кроме того, в судебном заседании было установлено, что в соответствии с п.2.1.15 Постановления Правительства Астраханской области от 01.03.2005 года № 4-П «О министерстве здравоохранения Астраханской области» в полномочия министерства здравоохранения Астраханской области входит обеспечение лекарственными средствами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организации здравоохранения, находящиеся в ведении Астраханской области.           

Как было установлено в судебном заседании, обеспечение лекарственным препаратом Дазатиниб, не включенным в стандарт медицинской помощи и в Перечень жизненно-важных лекарственных препаратов, производится за счет средств бюджета Астраханской области.

Сам факт необходимости получения требуемого лекарственного препарата аппарата Коноваловой Е.В. в судебном заседании ни кем из ответчиков не оспаривался.

Кроме того, Коноваловой Е.В. дополнительно было представлено заключение консультативно-поликлинического отделения гематологического научного центра г.Москва (л.д.55), что с учетом имеющегося заболевания, возраста больной и наличия побочных явлений от терапии гливеком, ей показан переход на 2 линию терапии- предпочтителен в данной клинической ситуации дазатиниб (спрайсел) в начальной дозе 100 мг\с.

В судебном заседании из объяснения сторон и третьего лица было установлено, что увеличить бюджетные ассигнования министерству здравоохранения Астраханской области на обеспечение лекарствами граждан, страдающих социально-значимыми заболеваниями, не представляется возможным. Однако в судебном заседании было установлено, что состояние здоровья Коноваловой Е.В. ухудшается и переход на терапию препаратом нового поколения является единственным средством, позволяющим надеяться на улучшение результатов лечения и продолжительности жизни.

Принимая во внимание, что в судебном заседании было установлено, что Коновалова Е.В. нуждается в приеме препарата Дазатиниб и были представлены документы, подтверждающие необходимость получения и назначения данного препарата, а также было установлено, что в компетенции ответчиков находится вопрос по обеспечению данным лекарственным препаратом за счет средств бюджета Астраханской области, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                                РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Правительство Астраханской области, Министерство здравоохранения Астраханской области за счет средств бюджета Астраханской области обеспечить Коновалову <данные изъяты> лекарственным препаратом Дазатиниб в соответствии с медицинскими показаниями.

Решение может быть обжаловано в астраханский Облсуд в течение 10 дней.

Судья: