№2-4120/2011 решение от 24.10.2011 г. по иску Ефремова А.Ю. к Правительству АО о предоставлении жилого помещения.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 октября 2011 года

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Морозовой О.А.

при секретаре Синельниковой Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Астрахани в интересах Ефремова А.Ю. к Правительству Астраханской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г. Астрахани обратился в суд с иском в интересах Ефремова А.Ю. к ответчику об обязательстве предоставления жилого помещения, указав в заявлении, что Ефремов А.Ю. является лицом, оставшимся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ года он воспитывался опекуном ФИО3 В ДД.ММ.ГГГГ году окончил Профессиональное училище . С ДД.ММ.ГГГГ года он принят на учет на предоставление благоустроенной жилой площади в составе семьи своей сестры ФИО4, где состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени. До настоящего времени жилым помещением он не обеспечен. Закрепленного за ним жилого помещения также не имеет. Поскольку он относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, просил обязать ответчика предоставить Ефремову А.Ю. благоустроенное жилое помещение на состав семьи 1 человек.

Помощник прокурора Ленинского района ФИО5 и Ефремов А.Ю. в судебном заседании иск поддержали по изложенным в нем основаниям. Просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель Правительства АО ФИО6 в судебном заседании требования прокурора Ленинского района г. Астрахани в интересах Ефремова А.Ю. не признала и дополнительно суду пояснила, что Ефремов А.Ю. был поставлен на учет в составе семьи своей сестры ФИО4 Отдельно на учет на предоставление благоустроенной жилой площади он принят не был. В связи с чем просила суд в иске прокурору Ленинского района г. Астрахани в интересах Ефремова А.Ю. отказать.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Ефремов А.Ю. является лицом, оставшимся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ года он воспитывался опекуном ФИО3 В ДД.ММ.ГГГГ году окончил Профессиональное училище . Закрепленного за ним жилого помещения Ефремов А.Ю. не имеет.

С ДД.ММ.ГГГГ года Ефремов А.Ю. включен в общегородской список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилой площади в составе семьи своей сестры ФИО4

Жилого помещения до настоящего времени ему не предоставлено.

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 вышеуказанного Закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом положения данного закона конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно части 4 этой же статьи Жилищного кодекса вышеназванным категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных граждан жилыми помещениями.

Из указанных требований закона следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

А поскольку закон субъекта Российской Федерации - Астраханской области о наделении в установленном законом порядке органа местного самоуправления - администрации г. Астрахани государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, не принимался, то обеспечение жильем граждан данной категории является обязанностью Правительства Астраханской области.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, а также в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется по договору социального найма в черте соответствующего населенного пункта общей площадью не ниже нормы предоставления.

В связи с тем, что Ефремов А.Ю. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он имеет в соответствии с действующим законодательством право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Доводы представителя Правительства Астраханской области ФИО6 в той части, что Ефремов А.Ю. на учете на предоставление благоустроенной жилой площади в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отдельно не состоит, а состоит в составе семьи своей сестры и в связи с этим не имеет права на предоставление ему отдельного жилого помещения, суд находит не состоятельными.

В соответствии со ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Обязанность постановки на учет на получение жилого помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также возложена на органы опеки и попечительства. Ненадлежащее исполнение органами опеки и попечительства, возложенных на них полномочий, не может повлечь нарушения права Ефремова А.Ю., поскольку он относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, закрепленного за ним жилого помещения не имеет, является нуждающимся в жилье.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора Ленинского района в интересах Ефремова А.Ю. о предоставлении на состав семьи 1 человек вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, пригодного для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Правительство Астраханской области предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для постоянного проживания и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не ниже нормы предоставления Ефремову А.Ю. на состав семьи 1 человек.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья: