№ 2-3590/2011 по иску Армиевой О.Ч. к Правительству АО с привлечением третьего длица Администрации МО `Харабалинский район` о предоставлении жилого помещения.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Астрахань                                                                         20 октября 2011 года

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Берстневой Н.Н.

при секретаре Жиляевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амриевой О.Ч. к Правительству Астраханской области с привлечением третьего лица Администрации МО «Харабалинский район» о предоставлении жилого помещения, суд

у с т а н о в и л:

Амриева О.Ч. обратилась в суд с иском к ответчику об обязательстве предоставления жилого помещения, указав в заявлении, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, поскольку мама от неё отказалась, а отец ей не известен. С ДД.ММ.ГГГГ г. до ДД.ММ.ГГГГ г. воспитывалась в детском доме. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты> <данные изъяты> » <адрес>, зачислена на полное государственное обеспечение. До настоящего времени жилым помещением она не обеспечена. Поскольку она относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении, просит обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение на состав семьи <данные изъяты> человека.

В ходе рассмотрения дела по существу истец уточнила заявленные требования и просила обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение на состав семьи <данные изъяты> человека. Просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель Правительства АО и Министерства образования и науки АО Забояркина А.В. в судебном заседании требования, заявленные Амриевой О.Ч. не признала по тем основаниям, что на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья Амриева О.Ч. не состоит. В связи, с чем полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Просила суд в иске Амриевой О.Ч. отказать.

Третье лицо Администрация МО «Харабалинский район» в судебное заседание не явилось, было извещено надлежащим образом. С исковыми требованиями не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Амриева О.Ч. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. С ДД.ММ.ГГГГ г. до ДД.ММ.ГГГГ г. она воспитывалась в детском доме, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты> <данные изъяты> » <адрес>, зачислена на полное государственное обеспечение. Жилого помещения до настоящего времени ей не предоставлено. Администрацией Харабалинского района Астраханской области Амриева О.Ч. в ДД.ММ.ГГГГ году была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилой площади.

Согласно ответа Администрации Астраханской области за №2593 от 16.05.2002 года следует, что по информации администрации Харабалинского района, Амриева О.Ч. состоит в списке на внеочередное получение жилья под № 10 (л.д.42)

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 21.12.96г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 вышеуказанного Закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом положения данного закона конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно части 4 этой же статьи Жилищного кодекса вышеназванным категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных граждан жилыми помещениями.

Из указанных требований закона следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

А поскольку закон субъекта Российской Федерации - Астраханской области о наделении в установленном законом порядке органа местного самоуправления - администрации г. Астрахани государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, не принимался, то обеспечение жильем граждан данной категории является обязанностью Правительства Астраханской области.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, а также в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется по договору социального найма в черте соответствующего населенного пункта общей площадью не ниже нормы предоставления.

Доводы представителя Правительства Астраханской области Забояркиной А.В. и Администрации МО «Харабалинский район» в той части, что Амриева О.Ч. на учете на предоставление благоустроенной жилой площади в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не состоит, суд находит не состоятельными, поскольку согласно Списка Администрации Харабалинского района Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ Амриева О.Ч. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилой площади Администрацией г. Харабали.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Амриевой О.Ч. о предоставлении ей на состав семьи <данные изъяты> человек вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, пригодного для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Обязанность по предоставлению жилого помещения Амриевой О.Ч. необходимо возложить на Правительство Астраханской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Амриевой О.Ч. удовлетворить.

Обязать Правительство Астраханской области предоставить Амриевой О.Ч., ДД.ММ.ГГГГ года рождения во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья:                                                                       Н.Н.Берстнева