2-929/2012 решение по иску Ильина А.В.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2012 года

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Морозовой О.А.

при секретаре Синельниковой Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильина А.В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери И.А.А., к Администрации г. Астрахани о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику о предоставлении благоустроенного жилого помещения, указав в заявлении, что они являются собственниками по 1/2 доли каждый <адрес>. На основании Распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу и установлены сроки отселения граждан – до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, до настоящего времени им не предоставлено другое благоустроенное жилое помещение равнозначное ранее занимаемому в соответствии со ст.ст. 86-89 ЖК РФ. В связи с чем просили суд обязать администрацию <адрес> предоставить им благоустроенное жилое помещение в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

Представитель истцов Штонда Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении. Просила суд удовлетворить заявленные требования.

Ильин А.В., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. Причины не явки суду не сообщил.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившегося лица.

Представитель Администрации г. Астрахани Шабанова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала и дополнительно суду пояснила, что <адрес> находится в собственности истцов, то вопрос их отселения из данного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, должен быть решен только в порядке ст. 32 ЖК РФ. С учетом изложенного просила суд в иске Ильину А.В., действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери И.А.А., отказать.

Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, истцы являются собственниками по 1/2 доли каждый <адрес>. Общая площадь данной квартиры составляет 19,6 кв.м.

На основании Распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу и установлены сроки отселения граждан – до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, до настоящего времени Ильину А.В. и И.А.А. не предоставлено другое благоустроенное жилое помещение.

В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с доставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьей 86 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного пленного пункта.

Данная позиция отражена также в постановлении Пленума Верховного суда от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», т.е. при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, стоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, во внимание не принимаются.

Учитывая, что до настоящего времени Ильину А.В. и И.А.А. не предоставлено благоустроенное жилое помещение, суд приходит к выводу о том, что требования истцов являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика в той части, что вопрос отселения истцов из дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, должен быть решен только в порядке ст. 32 ЖК РФ, суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, решение вышеуказанных вопросов относится к компетенции органов местного самоуправления.

Орган местного самоуправления разрешил данный вопрос не путем предъявления к собственникам требования о сносе или реконструкции жилого помещения, а сразу же принял решение о необходимости отселения всех граждан до ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ), что не противоречит полномочиям администрации в самостоятельном решении вопросов местного значения.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, главой 1 которой провозглашено, что до недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства, а не собственника этого помещения. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы жилья, непригодного для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации издано распоряжение -р, утвердившее прилагаемый план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 450-летия основания г. Астрахани, которым предусмотрено приобретение квартир для отселения жильцов из ветхого и аварийного жилого фонда в г. Астрахани. ДД.ММ.ГГГГубернатором Астраханской области и мэром г. Астрахани подписан график отселения граждан из непригодного для проживания жилья со строительных площадок, предназначенных под реализацию инвестиционных проектов в рамках празднования 450-летия основания города Астрахани на 2008 год, в котором предусмотрено отселение граждан, проживающих в квартале, ограниченном <адрес>

Постановлением администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении городской адресной программы «Переселение граждан города Астрахани из аварийного жилищного фонда на 2008 год» определено, что уполномоченное структурное подразделение администрации г. Астрахани решает вопросы, связанные с осуществлением выкупа аварийного жилого помещения или предоставление взамен изымаемого жилого помещения равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

Таким образом, исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что на администрацию города следует возложить обязанность предоставления истцам благоустроенного жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Обязать администрацию г. Астрахани предоставить Ильину А.В. и И.А.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 19,6 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.

Судья: