2-1256/2012 по иску Сизова О.А. к Министерству обороны РФ



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 апреля 2012 г.

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.

при секретаре Джангазиевой Н.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сизова О. А. к Министерству обороны Российской Федерации с привлечением третьих лиц Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «2002 Отделение морской инженерной службы» Министерства обороны РФ Каспийской флотилии, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, указав, что ему в связи с прохождением военной службы была предоставлена <адрес>. С 20 декабря 2011г. он постоянно зарегистрирован и проживает по вышеуказанному адресу. В установленном законом порядке он обратился к ответчику с заявлением о передаче данного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, однако до настоящего времени спорное жилое помещение ему в собственность не передано, несмотря на отсутствие возражений со стороны собственника. Просит признать за ним право собственности в целом в порядке приватизации на <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м..

Истец Сизов О.А. в судебном заседании иск поддержал по изложенным в нем основаниям. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. Причины не явки суду не сообщил, возражений не представил, иск не оспорил.

Представитель третьего лица Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «2002 Отделение морской инженерной службы» Министерства обороны РФ Каспийской флотилии также в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражал.

Представитель третьего лица территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, возражений не представил.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть спор по существу заявленных требований в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав сторону, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Из материалов дела следует, что Федеральное государственное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, действуя на основании Указа Президента РФ от 16 августа 2004г. №1082, заключило с Сизовым О.А. договор социального найма жилого помещения №4416 от 20 декабря 2011г., в соответствии с которым истцу была предоставлена квартира, находящаяся в федеральной собственности, расположенная по адресу: <адрес>.

Исходя из представленных документов, Сизов О.А. постоянно зарегистрирован и проживает по вышеуказанному адресу с 23 декабря 2011г., оплачивает необходимые коммунальные платежи, а также несет иные расходы на содержание спорного имущества.

При этом жилое помещение является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении у Федерального государственного учреждения «Специализированное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Также судом установлено, что Сизовым О.А. в установленном законом порядке командующему Каспийской Флотилией в январе 2012г. было подано заявление о приватизации вышеуказанной квартиры. Это заявление было согласовано с КЭО Каспийской Флотилии и проведение приватизации одобрено командующим.

Однако договор передачи в собственность Сизову О.А. не был оформлен в связи с отсутствием полномочий у Министерства обороны РФ по передаче жилых помещений, находящихся в федеральной собственности в собственность граждан в порядке приватизации, что отражено в ответе начальника ФГКЭУ 2002 ОМИС МО РФ КФл от 13 марта 2012г.

В соответствии с Преамбулой ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ», данный закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Согласно ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В силу ст. 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Статьей 7 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

С учетом приведенных норм закона и установленных обстоятельств, отсутствие у Министерства обороны Российской Федерации полномочий по передаче жилых помещений, находящихся в федеральной собственности в собственность граждан в порядке приватизации не может нарушать прав истца на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения.

Оснований для отказа в передаче истцу квартиры в собственность в порядке приватизации не имеется, поскольку данное жилое помещение находится в государственной собственности, не является аварийным, ранее истец участия в приватизации не принимал, что подтверждается представленными документами.

Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Согласно выписке из личного дела Сизова О.А. его выслуга на день рассмотрения дела составляет 18 лет 03 месяца.

При этом контракт о прохождении военной службы с ним заключен до 23 июля 2012г. и в настоящее время рассматривается его рапорт о продлении этого контракта сроком на 3 года, что подтверждается представленными документами.

Также судом установлено, что Сизовым О.А. на счет Министерства обороны РФ была перечислена компенсация за лишнюю площадь предоставленного ему жилого помещения в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается справкой о принятом платеже и чеком-ордером от 15 декабря 2011г.

Таким образом, истец приобрел право на получение в собственность спорной квартиры.

Других лиц, имеющих право на участие в приватизации спорного жилого помещения, кроме истца, не имеется.

При таких обстоятельствах заявленные требования о признании права собственности на спорное жилое помещение только за Сизовым О.А. в целом следует признать обоснованными и удовлетворить.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 235 ГК РФ следует прекратить право собственности на <адрес> корпус 3 по <адрес> за Российской Федерацией, и право оперативного управления за Федеральным государственным учреждением «Специализированное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, так как право собственности и оперативного управления прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, в том числе в порядке приватизации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Признать за Сизовым О. А. право собственности в целом на <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общей площадью с учетом холодных помещений <данные изъяты> кв.м.

Прекратить право собственности за Российской Федерацией на <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общей площадью с учетом холодных помещений <данные изъяты> кв.м.

Прекратить право оперативного управления за Федеральным государственным учреждением «Специализированное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общей площадью с учетом холодных помещений <данные изъяты> кв.м.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Судья: