2-1380/2012 по заявлению Джабарова В.З.о. об оспаривании постановления администрация г. Астрахани



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2012 года г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.,

при секретаре Джангазиевой Н.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Джаббарова В. Зейналабидина оглы об оспаривании постановления администрации г. Астрахани и восстановлении нарушенных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Джаббаров В.З. обратился в суд с заявлением, указав, что зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. В этом жилом помещении кроме него зарегистрированы и проживают его родители. В январе 2012г. он обратился в администрацию г. Астрахани с заявлением о признании его малоимущим и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации г. Астрахани №2146 от 14 марта 2012г. в удовлетворении его заявления было отказано. С этим отказом не согласен, в связи с чем обратился в суд и просит признать указанное постановление недействительным и обязать администрацию г. Астрахани признать его малоимущим и принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В судебном заседании Джаббаров В.З. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что его мать Джаббарова С.Р. никогда не работала, трудовую книжку не заводила и документов, подтверждающих наличие у неё дохода, или отсутствие такового он представить не может. До 9 июля 2012г. проходил по призыву службу в рядах Российской армии, дохода не получал. После демобилизации длительное время не мог устроиться на работу и только с января 2012г. зарегистрирован в качестве безработного.

Представитель ответчика администрации г. Астрахани Тырнова Н.А. заявленные требования не признала, указав, что в соответствии с п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ по обращению Джаббарова В.З. было вынесено постановление администрации г. Астрахани №2146 от 14 марта 2012г., которым в удовлетворении его заявления было отказано. Данное постановление является законным и обоснованным, поскольку Джаббаровым В.З. не были представлены документы, подтверждающие доход всех членов семьи, в частности матери заявителя - Джаббаровой С.Р., а также самого заявителя за 12 предыдущих месяцев. При этом по существу представленные им документы не рассматривались. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, учетное дело Джаббарова В.З., приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы (п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ).

В соответствии с требованиями ст. 2 Закона Астраханской области от 30.12.2005 N 91/2005-ОЗ (ред. от 10.05.2011) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - граждан), носит заявительный характер и осуществляется по месту жительства на основании установленной органами местного самоуправления учетной нормы площади жилого помещения.

Для принятия на учет гражданин представляет следующие документы:

1) заявление, оформленное по форме, установленной Правительством Астраханской области; 2) паспорт гражданина Российской Федерации либо документ, его заменяющий (военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу); временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации); 3) выписка из домовой книги; 4) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения); 5) выписка из технического паспорта с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией; 6) справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая на каждого члена семьи гражданина; 7) документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о принятии на учет, включая доходы по вкладам в учреждениях банков и других кредитных учреждениях; доходы от сдачи внаем, поднаем или аренду имущества; 8) документы, содержащие сведения о недвижимом имуществе, земельных участках, транспортных средствах, находящихся в собственности гражданина или членов его семьи и подлежащих налогообложению, а также документы, содержащие сведения о стоимости указанного имущества; 9) документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства: а) документ, выданный органом, осуществляющим регистрационный учет граждан, о регистрации в жилом помещении граждан по месту жительства; б) свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда об усыновлении (удочерении), решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя.

Документы, указанные в части 2 настоящей статьи, представляются гражданами в копиях с одновременным представлением оригиналов или копий, заверенных нотариусом или их выдавшими должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций.

Уполномоченные органы и их должностные лица вправе проверять представленные документы и сведения путем направления официальных запросов в органы государственной власти, налоговые и таможенные органы, иные органы и организации.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что 10 февраля 2012г. Джаббаров В.З. обратился в администрацию г. Астрахани с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы с составом семьи один человек. При этом к заявлению были приложены документы, подтверждающие, что заявитель является малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, были представлены все предусмотренные законом документы не только в отношении заявителя, но и членов его семьи: отца Джаббарова З.А. и матери Джаббаровой С.Р., что подтверждается распиской №01/0 от 10 февраля 2012г. (л.д. 4).

Указанное заявление было рассмотрено и постановлением администрации г.Астрахани от 14 марта 2012г. за №2146 в соответствии с п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ Джаббарову В.З. было отказано в признании малоимущим с целью принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.

Суд считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Исходя из пояснений представителя администрации г. Астрахани единственным основанием для вынесения указанного постановления явилось то, что заявителем не были представлены документы о доходах Джаббаровой С.Р.. Кроме того, сведения о доходах Джаббарова В.З. поданы менее чем за 12 месяцев.

Между тем, согласно пояснениям Джаббарова В.З. его мать Джаббарова С.Р. никогда не работала и трудовая книжка на неё не заводилась. В связи с этим он не может представить ни одного документа, подтверждающего наличие или отсутствие у неё дохода.

Что касается сведений о доходах Джаббарова В.З., то исходя из записи в военном билете до июля 2011г. он проходил службу в рядах Российской армии. После демобилизации нигде не работал и только с 16 января 2012г. был зарегистрирован в качестве безработного. При этом пенсия Джаббарову В.З., как ветерану боевых действий на момент обращения в администрацию г. Астрахани с заявлением о признании малоимущим и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не была назначена.

Указанные обстоятельства представителем администрации не оспаривались. Более того, представитель органа местного самоуправления в судебном заседании пояснил, что после установления факта непредставления вышеуказанных документов, другие документы, представленные заявителем ими не рассматривались и по существу не проверялись.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что оснований для отказа Джаббарову В.З. в признании его малоимущим с целью принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не имелось.

При этом не могут быть приняты во внимание доводы представителя администрации г. Астрахани о том, что Джаббаров В.З. был обязан представить сведения о доходах всех членов семьи, и то обстоятельство что один из них никакого дохода не получает, не освобождает заявителя от такой обязанности, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

В частности, в соответствии с п.3 Постановления мэра города Астрахани от 07.07.2006 N 1201-м (ред. от 18.07.2008) «Об утверждении перечня документов, предоставляемых гражданами для признания их малоимущими» при наличии видов доходов, указанных в заявлении о признании граждан малоимущими, граждане представляют документы, подтверждающие виды и размер доходов (сведения о размере дохода представляются за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, о признании семьи малоимущей) с указанием всех удержаний, если таковые имеются.

Исходя из буквального толкования указанной нормы, а также приведенных ранее норм права, документы, подтверждающие виды и размер доходов заявителя и членов семьи представляются только в том случае, если таковые имеются. Иное толкование указанных норм привело бы к нарушению прав граждан, закрепленных в Конституции РФ и других нормативных правовых актах.

Кроме того, при наличии сомнений в объективности представленных заявителем документов, администрация г. Астрахани имела право их проверить путем направления официальных запросов в органы государственной власти, налоговые и таможенные органы, иные органы и организации, что предусмотрено законом.

Что касается требований о понуждении органа местного самоуправления признать Джаббарова В.З. малоимущим и принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, то они подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

Как усматривается из пояснений представителя администрации г. Астрахани, по существу документы, представленные Джаббаровым В.З. не рассматривались, и наличие оснований для признания его малоимущим не проверялось. В связи с чем суд не правомочен высказывать по этому поводу свое мнение и в этой части заявленных требований следует отказать. При этом суд считает необходимым возложить на администрацию г. Астрахани обязанность рассмотреть по существу заявление Джаббарова В.З. на основании тех документов, которые им были представлены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Джаббарова В. Зейналабидина оглы удовлетворить в части.

Признать постановление администрации г. Астрахани от 14 марта 2012г №2146 «Об отказе Джаббарову В.З. в признании малоимущим и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом до договору социального найма из муниципального жилищного фонда» незаконным и отменить.

Обязать администрацию г. Астрахани назаконным и отменить. й Румии Руслановны из списка молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищнрассмотреть по существу заявление Джаббарова Вусала Зейналабидина оглы на основании представленных им документов.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Полный текст решения изготовлен 16 апреля 2012г.

Судья: