№ 2-1899/2012 решение от 21.06.2012 года по иску о предоставлении жилого помещения



Дело №2-1899/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Астрахань 21 июня 2012 г.

Кировский районный суд г. Астрахани в составе

председательствующего судьи Митьковой Л.В.,

при секретаре Малининой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А к Правительству Астраханской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

А обратилась в суд с иском к ответчику о предоставлении жилого помещения, указав в заявлении, что она в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ она поступила в дошкольную группу общеобразовательной школы-интернат для детей сирот на полное государственное обеспечение. ДД.ММ.ГГГГ истец выбыла из образовательного учреждения, в связи с удочерением. ДД.ММ.ГГГГ она вновь поступила в общеобразовательную школу-интернат для детей сирот на полное государственное обеспечение, так как отец умер, а мать не создала надлежащих условий для дальнейшего воспитания дочери. Удочерение решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ было отменено. До ДД.ММ.ГГГГ она находилась в образовательном учреждении «<данные изъяты>». Окончив 9 классов, поступила в <данные изъяты>. Поручившись два года в училище, она была вынуждена прекратить обучение, поскольку не могла себя материально содержать на стипендию. На учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилой площади она не поставлена. Поскольку она относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, просила суд обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью на одного человека не ниже нормы предоставления.

В судебном заседании А и ее представитель Дереглазов П.А. иск поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Просили суд удовлетворить заявленные ими требования в полном объеме.

Представитель ответчика Чернозубов Д.В. в судебном заседании иск не признал и суду пояснил, что А до достижения ею возраста 23-х лет с заявлением о постановке на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилой площади не обращалась. На данном учете не состоит. Следовательно, оснований для предоставления ей благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди не имеется. Просил суд в иске А отказать в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что А в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, жилая площадь за ней не закреплялась. ДД.ММ.ГГГГ А поступила в дошкольную группу общеобразовательной школы-интернат для детей сирот на полное государственное обеспечение, на основании приказа о зачислении от ДД.ММ.ГГГГ . ДД.ММ.ГГГГ истец выбыла из образовательного учреждения, в связи с удочерением. ДД.ММ.ГГГГ А вновь поступила в общеобразовательную школу-интернат для детей сирот на полное государственное обеспечение, так как отец умер, а мать не создала надлежащих условий для дальнейшего ее воспитания. Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ удочерение было отменено. ДД.ММ.ГГГГ А выбыла из образовательного учреждении «<данные изъяты>» по окончанию 9 классов, на основании приказа об отчислении от ДД.ММ.ГГГГ . Окончив 9 классов, истец поступила в <данные изъяты>, однако через два обучение прекратила. На учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилой площади она не поставлена.

Из материалов дела следует, что с заявлением о предоставлении жилого помещения с учетом имеющихся у нее льгот А никогда, ни куда не обращалась. Данные обстоятельства истцом подтверждены в судебном заседании.

Постановлением Правительства Астраханской области от 06.12.2010 № 538-П «О создании государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр защиты прав детей» путем изменения типа существующего учреждения» на указанный орган возложена обязанность по учету детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, обеспечение наличия документов, необходимых для постановки на учет, а также формирование списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет на территории муниципального образования «Город Астрахань» в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, у которых срок окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, срок окончания опеки (попечительства), срок окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наступит в очередном году.

В соответствии с требованиями статей 1, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами исполнительной власти по месту жительства обеспечиваются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм лица из числа де­тей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, остающимся без попечения родителей, гражданам из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здра­воохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

По смыслу закона дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа обеспечиваются жильем после окончания пребывания в соответствующем учреждении при условии постановки их на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, при обращении самого лица либо его законного представителя, носящего заявительный характер.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения были введены Законом Астраханской области от 29.06.2010 N 31/2010-ОЗ, внесшим дополнения в Закон «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области», статьей 10.1 которого предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие закрепленное жилое помещение, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью в порядке и на условиях, установленных Законом Астраханской области, при наличии, в том числе, одного из следующих обстоятельств проживание на законных основаниях в закрепленном жилом помещении следующих лиц: а) лишенных родительских прав; б) не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в) больных хроническим алкоголизмом или наркоманией, состоящих на учете в соответствующих учреждениях здравоохранения.

Таким образом, нормой ст. 1 указанных Федерального Закона и Закона Астраханской области определен круг лиц, имеющих право на установленные социальные гарантии: это лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Учитывая вышеизложенное, а также, что А достигла возраста <данные изъяты> на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке до достижения ей 23 летнего возраста не принята, что истцом не оспаривается, с заявлением о постановке на такой учет до настоящего времени не обращалась, суд приходит к выводу, что требования истца не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

Между тем, данное обстоятельство не препятствует А обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет как лица, нуждающегося в предоставлении жилья, по иным основаниям.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истцы являются необоснованными и удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований А отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Судья: Л.В. Митькова