№2-2492/2012 по иску прокурора в интересах Борисова



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2012г.

Кировский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи Бутыриной О.П.

при секретаре Багмашевой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Астрахани в интересах Борисова <данные изъяты> к Администрация МО «Город Астрахань» об обязании предоставления жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Астрахани обратился в суд с иском в интересах Борисова Д.В., указав, что Борисов Д.В., проживает по адресу: <адрес>. Согласно сведениям ГУЗ АО «Областной клинической психиатрической больницы» он находится под диспансерным наблюдением в поликлиническом отделении ГБУЗ ОА «ОКПБ» с диагнозом «<данные изъяты>) является инвалидом группы, имеет право на дополнительную жилую площадь на основании Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 № 817. По данным жилищного управления администрации г.Астрахани Борисов Д.В. с 1996 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, а также как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания. До настоящего времени ответчик не предоставил Борисову Д.В. жилое помещение, что повлекло нарушение его прав на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции Российской Федерации, в связи с чем прокурор просит обязать Администрацию МО «Город Астрахань» предоставить Борисову Д.В. жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления с учетом его права на дополнительную жилую площадь во внеочередном порядке.

В судебном заседании представитель прокурора города Астрахани Моралева К.А. исковые требования поддержала.

Представитель администрации МО «Город Астрахань» Тырнова Н.А. исковые требования не признала.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании Постановления администрации Ленинского района г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ Борисов В.Д. состоит на учете на улучшение жилищных условий в льготной очереди с составом семьи 2 человека.

Борисов В.Д. проживает в <адрес>. Согласно сведениям ГУЗ АО «Областной клинической психиатрической больницы» он находится под диспансерным наблюдением в поликлиническом отделении ГБУЗ ОА «ОКПБ» с диагнозом «<данные изъяты>) является инвалидом группы.

Кроме этого, имеющееся у Борисова Д.В. заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378.

В соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Следует отметить, что данная категория граждан подлежала обеспечению жильем в первоочередном порядке (ст. 36 ЖК РСФСР) и при его предоставлении руководствовались Списком заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, утв. Приказом Минздрава СССР от 28.03.1983 № 330.

Как следует из позиции администрации г.Астрахани, указанная категория граждан должна обеспечиваться жильем за счет средств субъекта РФ в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ », нормы которого предусматривают, что определение порядка предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 устанавливается законодательством субъектов РФ (ст.17).

Действительно, в Астраханской области порядок обеспечения жильем отдельных категорий граждан, вставших на учет до 01.01.2005 регулируется Законом Астраханской области «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области».

Норма части 1 статьи 49 ЖК РФ предусматривает возможность предоставления жилого помещения по договору социального найма государственного или муниципального жилищного фонда.

Частью 3 статьи 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Номой статьи 2 указанного Закона Астраханской области установлен перечень лиц, кому может предоставляться жилое помещение из государственного жилищного фонда Астраханской области и Борисова Д.В. под указанный перечень не подпадает.

В то же время, Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Частью первой статьи 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как было указано, в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Из статьи 31 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанное право Борисова Д.В. на внеочередное получение жилого помещения возлагает на администрацию МО «Город Астрахань» обязанность в его предоставлении.

При этом, исходя из положений п.3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, прямо предусмотрено предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке гражданам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, а не предоставление им социальной поддержки в виде социальных выплат на приобретение данного жилья.

Кроме того, в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусматривает, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (статьи 135-138 Бюджетного кодекса РФ, п.5 части 1 ст.55,, ст.60 и 61 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).

Кроме того, суд считает, что признавая право Борисова Д.В. на получение жилого помещения во внеочередном порядке, удовлетворению подлежат требования о предоставлении жилого помещении без учета права на дополнительную жилую площадь, поскольку такое право могло быть учтено лишь в случае предоставления жилого помещения всей семье, имеющей в своем составе инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания.

Вместе с тем, согласно сведений ГУЗ «Областная психиатрическая больница» Борисов Д.В. по состоянию здоровья имеет заболевание, внесенное в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378. В связи с этим доводы, изложенные в иске, о предоставлении отдельного жилого помещения Борисову Д.В. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Город Астрахань» предоставить Борисову <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Бутырина О.П.