2-2817/2012 по заявлению Васильевой Г.Р., Васильевой З.А.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2012 года г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.

при секретаре Ураховой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Васильевой Г. Р., Васильевой З. А., действующей за себя и за своих несовершеннолетних детей Васильеву Р. Р., Васильеву Р. Р. о признании решения рабочей группы по работе с гражданами-участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2012годы» при Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, и понуждении устранить допущенные нарушения

УСТАНОВИЛ:

Васильевы обратились в суд с заявлением указав, что являются вынужденными переселенцами. Данный статус был получен вначале Васильевым Р.Х. (ДД.ММ.ГГГГ), поскольку он первый приехал в <адрес> из Узбекистана для обустройства на новом месте жительства. В этом же году он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В последующем Васильева З.А. также переехала в <адрес> с четырьмя детьми и ДД.ММ.ГГГГ им был присвоен статус вынужденных переселенцев. Кроме того, они были включены в состав семьи Васильева Р.Х. в очередь на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ При разводе Васильеву З.А. с детьми и Васильева Р.Х. разделили в очередности с датой постановки ДД.ММ.ГГГГ С указанной даты она стояла в очереди с детьми и в УФМС по <адрес> и в администрации <адрес>. С 2006 г. они также ежегодно стали подавать заявления о включении их в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Однако ДД.ММ.ГГГГ ими было получено письмо из Министерства строительства и дорожного хозяйства <адрес> об отказе в предоставлении сертификата по тем основаниям, что они были незаконно включены в список граждан-участников подпрограммы с ДД.ММ.ГГГГ Считают данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим их права. В связи с этим обратились в суд и просят признать незаконным решение рабочей группы по работе с гражданами-участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2015годы» при Министерстве строительства и дорожного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче им государственного жилищного сертификата. Также просят обязать Министерство строительства и дорожного хозяйства <адрес> рассмотреть их учетное дело в соответствии с требованиями законодательства и решить вопрос о выдаче сертификата.

В последующем заявители свои требования уточнили и дополнительно просили суд обязать Министерство строительства и дорожного хозяйства <адрес> выдать им государственный жилищный сертификат.

В судебном заседании Васильева З.А., действующая за себя и за несовершеннолетних детей заявленные требования с учетом дополнений, поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.

Заявитель Васильева Г.Р. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, представила заявление в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные требования поддержала.

Представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства <адрес> Кайдалова Ю.В. в судебном заседании заявленные требования не признала в полном объеме, по основаниям, указанным в отзыве, просила отказать.

Представитель Управления по жилищной политике администрации <адрес> в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, возражений не представил.

Представитель Управления федеральной миграционной службы по <адрес> Дорожкина Н.Н. против удовлетворения заявленных Васильевыми требований не возражала, пояснив, что в их управлении они стоят на очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени жилье за счет средств федерального бюджета они не получали, не получали они и долговременную беспроцентную возвратную ссуду на покупку жилья, также им не выплачивалась компенсация за жилье. В связи с этим им ежегодно продлевается статус вынужденного переселенца. Именно их организация проверяет и контролирует законность нахождения Васильевых в очереди на получение государственного жилищного сертификата по категории «вынужденные переселенцы», а также полноту представленных документов. Для рассмотрения их заявления о предоставлении государственного жилищного сертификата представленных ими документов было достаточно.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, учетное дело Васильевых, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что Васильевой З.А., Васильевой Г.Р., Васильевой Р.Р. и Васильевой Р.Р. ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен статус вынужденных переселенцев, что подтверждается соответствующим удостоверением (л.д.65). Решением комиссии по признанию лиц беженцами и вынужденными переселенцами от ДД.ММ.ГГГГ указанный статус им продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.70).

Как усматривается из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии Управления по делам миграции УВД <адрес> по распределению жилья вынужденным переселенцам на основании сведений, предоставленных администрацией <адрес> и Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также п.8 Порядка ведения сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), и предоставленного им указанного жилья, утвержденного приказом Минфедерации России от ДД.ММ.ГГГГ , было принято решение включить с ДД.ММ.ГГГГ в Сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) по<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в Сводный список первоочередников по<адрес> Васильеву З.А., в составе семьи 5 человек, в том числе детей: Васильеву А.Р., Васильеву Г.Р., Васильеву Р.Р., Васильеву Р.Р. (л.д. 70 оборот).

Согласно представленным УФМС России по <адрес> документам до настоящего времени Васильева З.А. и члены её семьи жилье за счет средств федерального бюджета не получали, долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство или покупку жилья им не выдавалась, компенсация за жилье не выплачивалась.

В соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы…» заявители имеют право на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилья.

В феврале 2012 года Васильева З.А. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ей и членам её семьи государственного жилищного сертификата на приобретение жилья, при этом представила весь необходимый пакет документов.

Указанные документы с учетным делом Васильевой З.А. были направлены Жилищным управлением администрации <адрес> в Министерство строительства и дорожного хозяйства <адрес> для решения вопроса о предоставлении сертификата.

Как усматривается из выписки из протокола заседания рабочей группы по работе с гражданами – участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2015 годы от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче государственного жилищного сертификата Васильевой З.А. и членам её семьи было отказано по тем основаниям, что не представлена выписка из решения о постановке её на учет с ДД.ММ.ГГГГ и статус вынужденного переселенца предоставлен позднее постановки на учет в ОМС (л.д.19).

Анализируя представленные документы и учитывая требования закона, суд приходит к выводу, что указанное решение рабочей группы, созданной при Министерстве строительства и дорожного хозяйства <адрес> является незаконным.

К данному выводу суд пришел на основании следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ право на участие в подпрограмме имеют в том числе граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами ФМС России в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (пункт 5).

Согласно п.19 указанного Постановления, для участия в подпрограмме, граждане, указанные в пункте 5, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий заявление об участии в подпрограмме, а также предоставляют определенный указанным пунктом пакет документов, а именно: копию удостоверения вынужденного переселенца на каждого совершеннолетнего члена семьи; справку территориального органа Федеральной миграционной службы о получении (неполучении) жилого помещения для постоянного проживания, ссуды или социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения либо компенсации за утраченное жилое помещение; выписку из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений; копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

В соответствии с п.21 названного Постановления органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

Также п.44 Постановления предусмотрено, что для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы:

а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5;

б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;

в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;

д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;

е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил;

и) копия правоустанавливающего документа (документов) на жилое помещение, принадлежащее гражданину - участнику подпрограммы и (или) членам его семьи, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - в случае, указанном в абзаце первом пункта 16(2) настоящих Правил.

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается (п. 44(1) Правил).

Распоряжением Министерства строительства и дорожного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за в целях обеспечения коллегиальности и гласности при решении вопросов о включении граждан в списки получателей сертификатов, в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 865 создана рабочая группа по работе с гражданами - участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

Также утверждено Положение о рабочей группе по работе с гражданами - участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в соответствии с п.3 которого рабочая группа обеспечивает, в том числе и проверку правомерности включения гражданина в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов.

При этом в соответствии с п.5 Положения рабочая группа также имеет право запрашивать в установленном порядке у территориальных органов федеральных органов исполнительной власти <адрес>, органов местного самоуправления, учреждений и организаций информацию по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

Судом установлено, что Васильевой З.А. были представлены все документы, предусмотренные п. 19 и п. 44 Правил. Таким образом, оснований для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата не было.

Что касается доводов представителя Министерства строительства и дорожного хозяйства <адрес> о том, что в учетном деле Васильевой З.А. не было выписки из решения о постановке её на учет от ДД.ММ.ГГГГ, то они являются необоснованными, поскольку приведенными пунктами Правил предоставление такого документа не предусмотрено.

Так в пункте 19 Правил указано на необходимость предоставления выписки из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

В соответствии с этими требованиями Васильевой З.А. была предоставлена выписка из решения от ДД.ММ.ГГГГ комиссии Управления по делам миграции УВД <адрес> по распределению жилья вынужденным переселенцам, согласно которой она включена в Сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) с составом семьи 5 человек с ДД.ММ.ГГГГ Указанное решение никем не оспорено.

Также ею было представлено постановление от ДД.ММ.ГГГГ за администрации <адрес> о принятии на учет для получения жилой площади Васильева Р.Х., приходившегося отцом несовершеннолетним Васильевым и мужем Васильевой З.А..

Не смотря на то, что он был принят на учет с составом семьи 1 человек, Васильева З.А. и четверо детей в последующем, после приезда, были обоснованно включены в очередность в качестве членов его семьи именно с ДД.ММ.ГГГГ

Не могло быть основанием для отказа в предоставлении государственного жилищного сертификата и то обстоятельство, что статус вынужденного переселенца был предоставлен Васильевой З.А. и членам её семьи позднее постановки на учет в ОМС, поскольку приведенными нормативными правовыми актами это не предусмотрено.

Иных оснований для отказа в предоставлении заявителям государственного жилищного сертификата не было. состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жильеа, то они являю

При таких обстоятельствах решение рабочей группы по работе с гражданами – участниками программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» при Министерстве строительства и дорожного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Васильевой З.А. и членам её семьи в выдаче государственного жилищного сертификата является незаконным.

В соответствии с требованиями ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая указанные требования закона суд, признав заявление Васильевых обоснованным, полагает необходимым обязать Министерство строительства и дорожного хозяйства <адрес> рассмотреть её учетное дело в соответствии с требованиями закона и решить вопрос о выдаче государственного жилищного сертификата.

При этом в силу ч.3 ст. 258 ГПК РФ в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение рабочей группы по работе с гражданами – участниками программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2012 годы» при Министерстве строительства и дорожного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в выдаче государственного жилищного сертификата Васильевой З. А. и членам её семьи незаконным.

Обязать Министерство строительства и дорожного хозяйства <адрес> рассмотреть учетное дело Васильевой З. А. и членов её семьи в соответствии с требованиями закона и решить вопрос о выдаче государственного жилищного сертификата.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Полный текст решения изготовлен 30 июля 2012г.

Судья: